учебный план урочной и внеурочной деятельности 2024 - 2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №3 рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол № 1
от“30”августа 2024 г

СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1
от“30” августа 2024

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы О. В.
Столяровой
Приказ №101-А
от“30”августа 2024

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск
на 2024 – 2025 учебный год

Сосновоборский муниципальный район, Пензенская область 2024

1

Содержание
Учебный план начального общего образования …………………………………3
Учебный план основного общего образования ………………………………... 11
Учебный план среднего общего образования …………...………………………19
Адаптированный учебный план основного общего образования (умственная
отсталость (вариант 1)) …………………………………………………………… 26
Индивидуальный учебный план начального общего образования
(умственная отсталость (вариант 2)
………………………………………………………………………………………....31

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2024 –2025 учебный год

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №3 р. п.
Сосновоборск (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ
№3 р. п. Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск начинается 01.09.2023 и
заканчивается - 24 мая 2024 года.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
− для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
− для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

4

Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
− Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск языком обучения является русский
язык.

5

При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей
«Основы светской этики»
осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
На изучение иностранного языка (английского) начиная со 2 класса
отводится 2 часа из обязательной части
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год
(годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за год осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
оцениваются так же.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №3 р. п.
Сосновоборск. Оценивание младших школьников в течение первого года
обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на
критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам
проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область

Учебный предмет

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика

6

1а

1б

2а

3а

4а

5
4
0
4

5
4
0
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
("окружающий мир")

2

2

2

2

2

Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики

0

0

0

0

1

Искусство

Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология0
Физическая культура Физическая культура

1

1

1

1

1

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

Итого

20

20

22

22

23

Наименование учебного курса
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

0
20
33
693

0
20
33
693

0
23
34
782

0
23
34
782

0
23
34
782

План внеурочной деятельности
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск
План внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ СОШ
№3 р.п.Сосновоборск для 1-4 классов, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), определяет формы организации и объём
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года
обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 р.п.Сосновоборск является
частью образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ
№3 р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программы начального
7

общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 20 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
В соответствии с поручением Губернатора Пензенской области с 1 сентября 2023
г. во всех общеобразовательных организациях Пензенской области вводится курс
внеурочной деятельности «Краеведение» с 1 по 11 классы (далее - КВД
«Краеведение»).
Цель изучения КВД «Краеведение» в начальной, основной и средней школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области - создать условия для
осмысления школьниками важности знания и сохранения природного,
исторического и культурного наследия родного края.

8

В 1-4 классах один час в неделю отводится на
«Краеведение».

«Интегрированный курс

Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией
обучающихся в формах, определенных целевым разделом ООП и (или)
программой курса внеурочной деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках
внеурочной деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1 классе составляет 35
минут, для 2-4 классов 40 минут.
Направления
внеурочной
деятельности
1.Внеурочные занятия
направленные на
развитие ценностного
отношения
обучающихся к своей
родине – России,
населяющим её людям,
её уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре
9

Название рабочей программы
Классы
«Разговоры о важном»

1а 1б
1 1

2
1

3
1

4А
1

2. Спортивнооздоровительная
деятельность

3. Проектноисследовательская
деятельность
4. Коммуникативная
деятельность

Данное
направление
реализуется через мероприятия,
направленные на физическое
развитие
обучающегося,
углубление
знаний
об
организации
жизни
и
деятельности
с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа
жизни.
Интегрированный
курс
"Краеведение"
«Функциональная
грамотность»

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

2

2

5. ХудожественноДанное
направление
эстетическая творческая реализуется через мероприятия
деятельность
по развитию художественного
творчества
6. Информационная
культура
7. Интеллектуальные
марафоны
8. «Учение с
увлечением!»
Недельный объем
внеурочной
деятельности
Учебные курсы
Разговоры о важном
Краеведение
ИТОГО недельная
нагрузка

10

«Орлята России»
Данное
направление
реализуется
через
систему
интеллектуальных
соревновательных мероприятий
«Решение трудных задач по
математике»
2

1а
1
1
2

Количество часов в неделю
1б
2а
3а
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2

2

4а
1
1
2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
на 2024 –2025 учебный год

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ
№3 р. п.
Сосновоборск (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования, соответствующую
ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ №3 р.
п. Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск начинается 01.09.2023 и
заканчивается - 24.05.2024.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной
неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в
5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33
часа. .
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
На изучение иностранного языка (английского) в 5-9 классах отводится 3 часа из
обязательной части.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение
учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся
12

В МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск языком обучения является русский язык.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год
(годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии
с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
оцениваются так же.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №3 р. п.
Сосновоборск.
Освоение основной образовательной программ основного общего образования
завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования составляет 5лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область

Учебный
предмет

Русский язык и
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика

Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
13

5а

5б

6а

7а

8а

9а

9б

5
3
3

5
3
3

6
3
3

4
2
3

3
2
3

3
3
3

3
3
3

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

0
3
2
1

0
3
2
1

0
3
2
1

0
3
2
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
0
1
0
0
1
1

0
2
1
1
0
0
1
1

1
2
1
2
2
0
1
1

1
2
1
2
2
2
2
0

1
2
1
2
3
2
2
0

1
2
1
2
3
2
2
0

искусство
Музыка
Технология
Труд
(технология)
Физическая
Физическая
культура и основы культура
безопасности
Основы
жизнедеятельности безопасности и
защиты Родины
Основы духовноОсновы
нравственной
духовнокультуры народов нравственной
России
культуры
народов России
Итого
Наименование учебного курса
Введение в Новейшую историю
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

1
1

1
2

1
2

1
2

1
1

0
1

0
1

2

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

27

27

29

30

31

32

32

0
0
27
34
918

0
0
0
0
0,5
0,5
0
0
1
0
0.5
0.5
27
30
30
31 32,5 32,5
34
34
34
34
34
34
918 1020 1020 1020 1122 1122

План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск
План внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск для 5-9 классов, реализующих основную образовательную
программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»), определяет формы организации и объём
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
основного общего образования с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
МБОУ СОШ №3 р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС
основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение
14

санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 20 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
В соответствии с поручением Губернатора Пензенской области с 1 сентября
2023 г. во всех общеобразовательных организациях Пензенской области вводится
курс внеурочной деятельности «Краеведение» с 1 по 11 классы (далее - КВД
«Краеведение»).
Цель изучения КВД «Краеведение» в начальной, основной и средней школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области - создать условия для
осмысления школьниками важности знания и сохранения природного,
исторического и культурного наследия родного края.

15

Для реализации профориентационного минимума «Профминимум» в 2023-2024
учебном году предусмотрен в 6-9 классах профориентационный урок 1 час (по
четвергам) внеурочные занятия "Россия - мои горизонты".
В рамках обеспечения методического сопровождения Федеральной
образовательной программы основного общего образования вводится программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я,ты,он,она — вместе целая страна" в 5 классе в количестве 1 часа в неделю.
Данная Программа является преемственной по отношению к программе
социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
обучающихся реализуются через занятия по формированию функциональной
грамотности школьников.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников
способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и
навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения
конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из
самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.
Занятия внеурочной деятельности по написанию сочинений организованы для 9х классов -по 1 часу для отработки практикума написания сочинений.
Спортивно-оздоровительная деятельность представлена в плане внеурочной
деятельности курсом «Спортивные игры» , для обучающихся 5,7 классов
объемом 1 час в неделю, в 8-х классах по 0,5 часа в неделю.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией
обучающихся в формах, определенных целевым разделом ООП и (или)
программой курса внеурочной деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках
внеурочной деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.

16

Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности для 5-9 классов 40 минут.
Направления
внеурочной
деятельности
1. Занятия,
направленные на
развитие ценностного
отношения
обучающихся к своей
родине – России,
населяющим её людям,
её уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре
3. Внеурочная
деятельность по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
4. Внеурочная
деятельность по
развитию личности, её
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся
5. Внеурочная
деятельность,
направленная на
реализацию комплекса
воспитательных
мероприятий, в том
17

Название рабочей
программы
Классы
«Разговоры о
важном»

Краеведение

5а
1

5б 6 7
1 1 1

8А
1

9А
1

9Б
1

1

1

1 1

1

1

1

1 1

1

1

1

"Функциональная
грамотность»

Россия
горизонты

мои

Я - ты -он - она вместе целая страна

числе в творческих
объединениях

6. Внеурочная
деятельность по
организации
деятельности
ученических сообществ
7. Внеурочная
деятельность,
направленная на
организационное
обеспечение учебной
деятельности
8. Внеурочная
деятельность,
направленная на
организацию
педагогической
поддержки
обучающихся
9. Внеурочная
деятельность,
направленная на
обеспечение
благополучия
обучающихся в
пространстве
общеобразовательной
школы
10.Спортивнолздоровительная
деятельность

Недельный объем
внеурочной
деятельности

Учебные курсы
18

Данное направление
реализуется через
работу РДДМ
«Практикум
написанию
сочинений»

по

Данное направление
реализуется через
работу со слабыми
и
сильными
обучающимися
Данное направление
реализуется через
мероприятия,
направленные
на
обеспечение
безопасности жизни
и
здоровья
обучающихся

2

2

3
3

Количество часов в неделю

3

3

3

разговоры о
важном
Россия мои
горизонты
Краеведение
ИТОГО недельная
нагрузка

19

5а
1

5б
1

6а
1

7а
1

8а
1

9а
1

9б
1

0

0

1

1

1

1

1

1
2

1
2

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего общего образования (10 – 11 класс)
на 2024 –2025 учебный год

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план среднего общего образования МБОУ СОШ №3 р. п.
Сосновоборск (далее - учебный план) для 10-11 классов, реализующих основную
образовательную программу среднего общего образования, соответствующую
ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план составлен для социально-экономического профиля.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ
№3 р. п. Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск начинается – 1.09.2023 и
заканчивается – 24 мая.
Продолжительность учебного года в 10 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 10 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 10 классе – 34 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
21

использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск языком обучения является русский
язык.
На изучение иностранного языка (английского) в 10 классе отводится 3 часа
из обязательной части
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год
(годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся
соответствии с календарным учебным графиком.

осуществляется

в

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
полугодиям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, оцениваются так же.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск.
Освоение основной образовательной программы
образования завершается итоговой аттестацией.

среднего

общего

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего
общего образования составляет 2 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

22

Учебный предмет/курс
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра (углубленный
уровень)
Геометрия (углубленный
уровень)
Вероятность и статистика

Количество часов в
неделю
10
11
2
3
3
4

2
3
3
4

3

3

1

1

Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы

(углубленный уровень)
Информатика
История
Обществознание
(углубленный уровень)
География
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Индивидуальный проект

1
2
4

1
2
4

1
2
1
1
2
1

1
2
1
1
2
1

Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
----1
0
Итого
32
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Биология
1
1
Химия
1
1
Итого
2
2
ИТОГО недельная нагрузка
34
33
Количество учебных недель
34
34
Всего часов в год
1156
1122
План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск
План внеурочной деятельности среднего общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск для 10 класса, реализующего образовательную программу
среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»), определяет формы организации и объём
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
среднего общего образования с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
МБОУ СОШ №3 р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС
среднего общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение
23

санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения средней образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
общеобразовательной программы среднего общего образования.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 20 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
обучающихся реализуются через занятия по формированию функциональной
грамотности школьников.
В соответствии с поручением Губернатора Пензенской области с 1 сентября
2023 г. во всех общеобразовательных организациях Пензенской области вводится
курс внеурочной деятельности «Краеведение» с 1 по 11 классы (далее - КВД
«Краеведение»).
24

Цель изучения КВД «Краеведение» в начальной, основной и средней школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области - создать условия для
осмысления школьниками важности знания и сохранения природного,
исторического и культурного наследия родного края.
Для реализации профориентационного минимума «Профминимум» в 2023-2024
учебном году предусмотрен в 6-11 классах профориентационный урок 1 час (по
четвергам) внеурочные занятия "Россия - мои горизонты".
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников
способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и
навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения
конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из
самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией
обучающихся в формах, определенных целевым разделом ООП и (или)
программой курса внеурочной деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках
внеурочной деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности для 10 класса 40 минут.

Направления внеурочной деятельности

25

Название рабочей
программы

10 класс

11 класс

1. Занятия, направленные на развитие
ценностного отношения обучающихся к
своей родине – России, населяющим её
людям, её уникальной истории, богатой
природе и великой культуре

«Разговоры о
важном»

1

1

Краеведение

1

1

1

1

2. Внеурочная деятельность по
"Функциональная
формированию функциональной
грамотность»
грамотности обучающихся
3. Внеурочная деятельность по
Россия
мои
развитию личности, её способностей,
горизонты
удовлетворения образовательных
потребностей и интересов,
самореализации обучающихся
4. Внеурочная деятельность,
направленная на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий, в том
числе в творческих объединениях
5. Внеурочная деятельность по
организации деятельности ученических
сообществ
Недельный объем внеурочной
деятельности

Учебные курсы
разговоры о важном
Краеведение
Россия мои горизонты
ИТОГО недельная нагрузка

26

Данное
направление
реализуется через
работу РДДМ
3

3

Количество часов в неделю
10
11
1
1
1
1
1
1
3
3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ
(умственная отсталость вариант 1)
на 2024 – 2025 учебный год

27

Учебный план МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Срок обучения по АООП составляет 5 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с V по IX
класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на
2 этапе обучения (V - IX класс).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
28

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана,
образовательных отношений, предусматривает:

формируемая

участниками

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления
внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими
занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической
комиссии.
Время,
отведенное
на
реализацию
коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
29

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX
классов.

Предметные области

Класс

VI

IX

Всего

4

4

20

4

4

20

Математика

4

3

17

Информатика

-

1

3

Природоведение

2

-

4

Биология

-

2

6

География

2

2

8

Основы социальной жизни

2

2

10

Мир истории

2

-

2

История Отечества

-

2

6

Музыка

-

-

1

Учебные предметы
1. Язык
практика

и

речевая Русский язык
Чтение
чтение)

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство
30

(Литературное

Рисование
(изобразительное
искусство)

-

-

2

6. Физическая культура

Адаптивная
культура

2

2

10

7. Технология

Профильный труд

6

7

33

Итого

27

28

139

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

2

1

7

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

29

30

149

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

30

Внеурочная деятельность:

3

4

18

1. Разговоры о важном

1

1

5

2. Краеведение

1

1

5

3. Функциональная грамотность

1

1

4

4. Россия сои горизонты

-

1

4

физическая

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).

31

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ (умственная отсталость вариант 2)
на 2024 – 2025 учебный год

32

Учебный план для общеобразовательной организации, реализующей
адаптированную образовательную программу для детей с глубокой
умеренной умственной отсталостью разработан с учетом особенностей
обучающейся с умственной отсталостью (вариант 2) на основании
ФГОС УО и ФАОП УО.
Вариант 2 АООП образования обучающихся с умеренной умственной
отсталостью включает:
- специальную индивидуальную программу развития (СИПР)
-индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные
области, коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося с умеренной умственной отсталостью.
Данный учебный план разработан для обучающихся 1 дополнительного
класса.
Учебный план является нормативным правовым актом,
определяющим объем учебной нагрузки учащегося, набор учебных
предметов, объем учебного времени, отводимого на их изучение.
• Индивидуальный учебный план для обучающейся составлен на
основе психолого- медико-педагогических рекомендациях и
заявления родителей (законных представителей).
Цель учебного плана:
Коррекционная (преодоление отставаний, отклонений,
нарушений, дефектов)
• Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих
возможностях- ситуация успеха)
• Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)
При разработке индивидуального учебного плана учитывались
пожелания родителей об обучении по минимальной недельной
нагрузке и рекомендаций ПМПК (Психолого- педагогическая
коррекция и развитие познавательной, аффективно-регуляторной,
моторной сфер).
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся
реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых
образовательных
потребностей
и
возможностей,
а
также
коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию
недостатков психической сферы.
Основополагающим принципом организации такого обучения является
гибкость индивидуального учебного плана., он основан на психологомедико-педагогических рекомендациях и индивидуальной программе
реабилитации инвалида. Количество может быть уменьшено в
зависимости от индивидуальных возможностей и способностей
обучающегося с учетом его физического и психического состояния.
•

33

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью и с
тяжелыми множественными нарушениями развития составлена
специальная индивидуальная программа развития (СИПР ) ,
содержание которой установлено исходя из актуальных возможностей
детей и направлена на психолого-педагогическую коррекцию и
развитие сенсорно-перцептивной,
моторной сфер, занятий с логопедом по коррекции системного
недоразвития речи тяжелой степени.
Продолжительность учебного года, режим учебных занятий для
учащегося соответствует режиму работы общеобразовательного
учреждения: продолжительность учебного года – 33 недели, учебная
неделя- 5-дневная, продолжительность урока – 25 минут, каникулы
установлены согласно календарному учебному графику на 2023-2024
учебный год.
Формы текущей и промежуточной аттестации:
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на
качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования,
предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Задания
подбираются для каждого ученика индивидуально, в соответствии с
его психофизическим развитием. Текущая аттестация в 1 - 9 классе для
учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития
включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития (СИПР),
разработанной на основе АООП образовательной организации.
Результаты текущей аттестации по итогам полугодия отражаются в
СИПРе. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой
оценку
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы, специальной индивидуальной
программы развития, развития жизненных компетенций ребёнка по
итогам учебного года. Для организации текущей и промежуточной
(годовой) аттестации учащихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) применяется:
комбинированное задание, метод наблюдения, позволяющие
выявить и оценить результаты обучения по предметам, динамику
развития;
метод экспертной группы – обследование специалистами школьного
ПМПк.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика
34

учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций. Результаты промежуточной (годовой)
аттестации учащихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
–
динамика
обучения
рассматриваются по итогам учебного года на школьном психологопедагогическом
консилиуме.
Промежуточная
аттестация
осуществляется в течение последних двух недель учебного года. При
оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
учащихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже
образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития, в целом. При оценке
результативности обучения должны учитываться особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого
учащегося.
Образовательные
области

Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство

Учебные дисциплины

Количество часов
в
неделю по классам
1 класс
с
самостоя
учителем тельно

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления

1

2

1

1

Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физическая культура
Профильный труд

1
1
1
1

1
2
1
1
2
1

Физическая культура
Технология
Обязательная нагрузка:
6
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы:
Сенсорное развитие
0,5
Предметно-практические действия
0,5
Двигательное развитие
0,5
Альтернативная коммуникация
0,5
Итого коррекционные занятия
2
35

11

Итого
Коррекционно-развивающая область в рамках внеурочной
деятельности
«Уроки психологического развития»
Логопедическое занятие по развитию речи

36

8
2
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».