Изменения в АООП УО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА СОСНОВОБОРСК
СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Принято» на
педагогическом совете
Протокол № 1
от 30 августа 2024г

«Согласовано» с
советом обучающихся
Протокол № 1 от 30
августа 2024г

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
№3 р.п. Сосновоборск
Приказ № 101-А
от
30 августа 2024 г
________О.В. Столярова

ИЗМЕНЕНИЯ В АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1)
МБОУ СОШ №3 Р.П. СОСНОВОБОРСК

Р.П. СОСНОВОБОРСК 2024

1. В разделе содержание:
П. 2.9 читать в следующей редакции:
Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (I - IV и дополнительный
классы)
п.2.21 читать в следующее редакции:
Рабочая программа по учебному предмету Труд (технология)
П. 2.30 читать в следующее редакции:
Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (X - XII классы)
2. В содержательном разделе:
П. 2.9 читать в следующем изложении:
2.9. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (I IV и дополнительный классы) предметной области "Технология
Пояснительная записка
Основная

цель

изучения

данного

предмета:

всестороннее

развитие

личности

обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в

предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие

познавательных

психических

процессов

(восприятия,

памяти,

воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
развитие

аналитико-синтетической

деятельности,

деятельности

сравнения,

обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательном изготовлении изделия;
коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся

действий

с

применением разнообразного трудового материала.
Воспитательные задачи:
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание

нравственных,

морально-волевых

качеств

(настойчивости,

ответственности), навыков культурного поведения.
Содержание учебного предмета.
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды.
Применение глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация
рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными
способами:

конструктивным,

пластическим,

комбинированным.

Приемы

работы:

«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца

столбика»,

«сплющивание»,

«прищипывание»,

«примазывание»

(объемные

изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.

Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с
тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из
скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая),
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с
помощью шаблона (понятие «шаблон», правила работы с шаблоном, порядок обводки
шаблона геометрических фигу, разметка по шаблонам сложной конфигурации); разметка с
помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем), понятия
«линейка», «угольник», «циркуль», их применение и устройство); разметка с опорой на
чертеж (понятие «чертеж»; линии чертежа; чтение чертежа).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии», «разрез по короткой
наклонной линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии»,

«разрез по незначительно изогнутой линии», «округление углов прямоугольных форм»,
«вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму», «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз», «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам», «сгибание сторон к середине», «сгибание углов к центру и середине»,
«сгибание по типу «гармошки», «вогнуть внутрь», «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение
деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки); связывание ниток в пучок
(ягоды, фигурки человечком, цветы); шитье: инструменты для швейных работ, приемы
шитья: «игла вверх-вниз»; вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка
«прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком
«вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная
сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скручиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей
из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми» стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом). Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).

Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой.
Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание»,
«скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой.
Элементарные

сведения

о

проволоке

(медная,

алюминиевая,

стальная).

Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется).
Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,

зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины,

косынки, углы,

скобы

планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага,
ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки;
проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте); знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков

и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глина и пластилин; природные
материалы; бумага и картон; нитки и ткань; проволока и металл; древесина);
конструирование из металлоконструктора;
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов
художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после уроков
труда (технологии).
п. 2.21 читать в следующем изложении:
2.21. Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (V - IX классы)
предметной области "Технология" включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Труд (технология)» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 5-9 классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный
следующих задач:

предмет

«Труд

(технология)»

должен

способствовать

решению

развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым

профессиям,

с

которыми

связаны

профили

трудового

обучения

в

образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,

планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования
практических умений.
Воспитательные задачи:
выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности; организация
ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение знаний о современных
профессиях;
развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной
среды образовательной организации и реализация ее воспитательных возможностей;
организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленной на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, их будущего самоопределения;

воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание

нравственных,

морально-волевых

качеств

(настойчивости,

ответственности), навыков культурного поведения.
Содержание учебного предмета «Труд (технология)».
Программа по профильному труду в V-IX классах определяет содержание и
уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной
обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень
профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Слесарное
«Переплетно-картонажное дело»,

дело»,
«Швейное

дело»,
«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала»,
«Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд». Также в
содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации
уроков трудового профильного обучения.
Приведенный

перечень

не

является

исчерпывающим.

Образовательная

организация может выбрать иной профиль трудовой подготовки с учетом сенсорных,
двигательных, коммуникативных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся, а также с учетом специфики региона, регионального рынка труда и
возможностей материально-технической базы образовательной организации.
Перечень тем рабочей программы по выбранному профилю не является строго
обязательным. Темы формулируются, исходя из материально-технической базы школы и

уровня подготовленности обучающихся. Время на изучение тем не регламентируется.
Профиль «Столярное дело».
В рамках данного профиля обучающиеся получают знания о свойствах материала,
использовании их в производстве, правилах обращения с инструментами; овладевают
трудовыми умениями, которые приобретаются в процессе изготовления изделия;
знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины,
креплением деталей и украшением изделия; приобретают навыки использования
столярных инструментов и приспособлений, ухода за ними. В процессе изучения темы
усваивают

элементарные

приемы

изготовления

некоторых

инструментов

и

приспособлений; обучаются умениям и навыкам работы на сверлильном и токарном
станках, применению лаков, клеев, красок, красителей для изготовления изделия; учатся
составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения
трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы; изучают
технику

безопасности,

гигиену

труда;

знакомятся

с

эстетической

стороной

(художественной отделкой) при изготовлении изделия.
Профиль «Слесарное дело».
В рамках профиля содержание программы в 5-8 классах ориентировано на
знакомство с основами слесарной обработки металлов, начиная с 9 класса - на
дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. В процессе знакомства с
профессией «Слесарь механосборочных работ» или «Слесарь по изготовлению узлов и
деталей санитарно-технических систем» получают знания и овладевают приемами
опиливания материала, сверления, нарезанию резьбы, изучению устройства станков,
инструментов, приспособлений; осваивают небольшой раздел - машиностроительное
черчение, направленное на формирование навыков чтения чертежей и их выполнение. В
рамках темы токарного дела обучающиеся знакомятся с теоретическими основами и
практическими упражнениями изготовления изделия, которые выполняют на станках в

течение года по специальному графику, в котором допускается самостоятельная работа на
токарном станке только с разрешения врача.
Профиль «Переплетно-картонажное дело».
В рамках данного профиля обучающиеся учатся работать с книгой (учебником),
составлять инструкционные карты изделия в соответствии с его наименованием;
подбирать материалы и инструменты для выполнения работы; овладевают умениями и
навыками выполнения расчета размеров деталей и их разметки разными способами (по
линейке, по шаблону, «на глаз»); создавать заготовку деталей изделия путем раскроя его
составных частей или при необходимости с помощью иных операций (шлифовки торцов
картонных сторонок); приобретают умения по сборке изделия, включающей операции
оклейки и выклейки деталей, сборки переплетной крышки, соединения блока одним из
способов (клеевой, шитье нитками или проволокой), вставки блока, сборки коробки; а
также приемы отделки изделия любым доступным способом (аппликация и другое).
Профиль «Швейное дело».
В рамках профиля «Швейное дело» программа нацелена на подготовку
обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву
белья и легкого платья. Первично происходит знакомство с устройством швейной
машины, освоение приемов работы на ней; формирование умений и навыков выполнения
машинных строчек и швов (обработка прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и
некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа). Наряду с
этим, обучающиеся изучают свойства тканей и технологию пошива легкой одежды,
знакомятся с основами промышленной технологии пошива женской и детской легкой
одежды, скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.
Формирование умений и навыков швейного дела опирается на знания, которые
приобретают обучающиеся на уроках черчения, математики, естествознания и истории,
что позволяет им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать

процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства.
Профиль «Сельскохозяйственный труд».
В рамках обучения по данному профилю обучающиеся последовательно
знакомятся с приемами и способами обработки земли, посадки и выращивания овощей,
уборки и хранения корнеплодов, узнают строение и свойства растений; правила охраны
труда;

овладевают

умениями

и

навыками

использования

по

назначению

сельскохозяйственных инструментов и приспособлений, применять правила ухода за
ними. В процессе обучения знакомятся с технологией выращивания разных видов
растений, овладевают умениями обработки почвы, готовить семена к посеву, высеивать
их,

проводить

уход,

убирать

урожай.

На

практических

занятиях

овладевают

общетрудовыми умениями на доступном уровне, необходимыми для работы в подсобных
хозяйствах, в быту и в индивидуальной трудовой деятельности; получают знания и
практические умения безопасного ведения работ, придания эстетики результатам своего
труда.
Профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
В процессе изучения данного профиля обучающиеся осваивают программу
подготовки по выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных
помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в
больницах и поликлиниках, которая нацелена на формирование умений и навыков
практической работы в рамках группы «неквалифицированные рабочие». Основными
направлениями по подготовке младшего обслуживающего персонала служат развитие у
обучающихся

способности

к

осознанной

трудовой

деятельности,

формирование

необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений, связанных с
усвоением

правил

личной

гигиены,

уборки

жилых

и

служебных

помещений,

овощехранилищ, железнодорожных вагонов, пришкольной территории; знакомство с
особенностями ухода за больными. Последовательное изучение тем обеспечивает

возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников
необходимые навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не
только для себя, но и для других членов семьи, воспитываются потребности в труде в
целом.
Профиль «Цветоводство и декоративное садоводство».
В рамках данного профиля обучающиеся получают знания и элементарные
практические умения и навыки в области цветоводства, декоративного садоводства,
ландшафтного дизайна. Обучение направлено на формирование умений и навыков
обращения с элементарным лабораторным оборудованием; сельскохозяйственным
инвентарем; обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными
растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений открытого грунта
для озеленения пришкольной территории. В ходе практических работ на учебно-опытном
участке обучающиеся закрепляют полученные умения и навыки, совершенствуют свои
общефизические возможности.
Профиль «Художественный труд».
В рамках данного профиля обучающиеся знакомятся и получают элементарные
представления о таких областях трудовой деятельности как «Дизайн и технология»
(дизайн современных моделей одежды и на основе народного кроя), «Декоративноприкладное творчество» (вышивка, вязание, лоскутная техника, сувенирные изделия)
«Культура дома» (правила ухода и порядок благоустройства дома), «Культура питания»
(основы здорового питания и технология приготовления блюд).
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные
линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного
профиля обучения.
Материалы,
материалов,

используемые

используемых

в

в

трудовой

трудовой

деятельности.

деятельности,

их

Перечень

основных

основные

свойства.

Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты

и

оборудование:

простейшие

инструменты

ручного

труда,

приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные
профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых

операций

и

изготовление

стандартных

изделий

под

руководством

педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или)
ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при
проведении

работ).

Требования

к

организации

рабочего

места.

Правила

профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Труд
(технология)» определяются с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Исключаются требования к овладению недоступными для реализации видами учебнопрактической деятельности.
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются
и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил
хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов,

необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных
частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка,
швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение

(с

помощью

педагогического

работника)

технологической

карты,

используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и
производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство); понимание
значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение

отношения

к

результатам

собственной

и

чужой

творческой

деятельности («нравится» и (или) «не нравится»);
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в
группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
выслушивание

предложений

и

мнений

других

обучающихся,

адекватное

реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других

обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление

заинтересованного

отношения

к

деятельности

своих

других

обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков труда
(технологии);
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии

с

физическими,

декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.»
п. 2.30 читать в следующем изложении:
2.30. Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (X - XII классы)
Пояснительная записка.
Целью изучения предмета в 10-12 классах является совершенствование

профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более
сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в
рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность
обучающихся в целом осуществляется под руководством педагогического работника.
Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Учебный предмет «Труд (технология)» должен способствовать решению
следующих задач:
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с современным производством и требованиями, предъявляемыми им
к человеку;
совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
производительном труде;
совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в профессиональной деятельности;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;

развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию и развитие познавательных процессов, межличностного общения,
профессионального поведения;
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования
практических умений.
Воспитательные задачи:
выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
организация профориентационной работы с обучающимися, расширение знаний о
современных профессиях;
развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной
среды образовательной организации и реализация ее воспитательных возможностей;
организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленной на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, их будущего самоопределения;
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.

Содержание учебного предмета.
Программа по труду 10-12 в классах определяет содержание и уровень основных
знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки
производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, сенсорных,
двигательных и коммуникативных возможностей, интересов обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда. Освоение профиля труда включает в
себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности на доступном
для него уровне. Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация
осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных
условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями
санитарных норм и правил.
В Программе по учебному предмету «Труд (технология)» в 10 - 12 классах для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
определен примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело»,
«Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело»,
«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала»,
«Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд», «Штукатурмаляр», «Производство керамических изделий (гончар)». Также в содержание программы
включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового
профильного обучения.
Перечень тем рабочей программы по выбранному профилю не является строго

обязательным. Темы формулируются, исходя из материально-технической базы школы и
уровня подготовленности обучающихся. Время на изучение тем не регламентируется.
Профиль «Столярное дело».
В рамках данного профиля обучающиеся получают знания о свойствах материала,
использовании их в производстве, правилах обращения с инструментами; овладевают
трудовыми умениями, которые приобретаются в процессе изготовления изделия;
знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины,
креплением деталей и украшением изделия; приобретают навыки использования
столярных инструментов и приспособлений, ухода за ними. В процессе изучения темы
усваивают элементарные приемы изготовления некоторых инструментов и
приспособлений; обучаются умениям и навыкам работы на сверлильном и токарном
станках, применению лаков, клеев, красок, красителей для изготовления изделия; учатся
составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения
трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы; изучают
технику безопасности, гигиену труда; знакомятся с эстетической стороной
(художественной отделкой) при изготовлении изделия.
Профиль «Слесарное дело».
В рамках профиля содержание программы в 5-8 классах ориентировано на
знакомство с основами слесарной обработки металлов, начиная с 9 класса - на
дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. В процессе знакомства с
профессией «Слесарь механосборочных работ» или «Слесарь по изготовлению узлов и
деталей санитарно-технических систем» получают знания и овладевают приемами
опиливания материала, сверления, нарезанию резьбы, изучению устройства станков,
инструментов, приспособлений; осваивают небольшой раздел - машиностроительное
черчение, направленное на формирование навыков чтения чертежей и их выполнение. В
рамках темы токарного дела обучающиеся знакомятся с теоретическими основами и

практическими упражнениями изготовления изделия, которые выполняют на станках в
течение года по специальному графику, в котором допускается самостоятельная работа на
токарном станке только с разрешения врача.
Профиль «Переплетно-картонажное дело».
В рамках данного профиля обучающиеся учатся работать с книгой (учебником),
составлять инструкционные карты изделия в соответствии с его наименованием;
подбирать материалы и инструменты для выполнения работы; овладевают умениями и
навыками выполнения расчета размеров деталей и их разметки разными способами (по
линейке, по шаблону, «на глаз»); создавать заготовку деталей изделия путем раскроя его
составных частей или при необходимости с помощью иных операций (шлифовки торцов
картонных сторонок и другое); приобретают умения по сборке изделия, включающей
операции оклейки и выклейки деталей, сборки переплетной крышки, соединения блока
одним из способов (клеевой, шитье нитками или проволокой), вставки блока, сборки
коробки; а также приемы отделки изделия любым доступным способом (аппликация и
другие).
Профиль «Швейное дело».
В рамках профиля «Швейное дело» программа нацелена на подготовку
обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву
белья и легкого платья. Первично происходит знакомство с устройством швейной
машины, освоение приемов работы на ней; формирование умений и навыков выполнения
машинных строчек и швов (обработка прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и
некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа). Наряду с
этим, обучающиеся изучают свойства тканей и технологию пошива легкой одежды,
знакомятся с основами промышленной технологии пошива женской и детской легкой
одежды, скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.
Формирование умений и навыков швейного дела опирается на знания, которые

приобретают обучающиеся на уроках черчения, математики, естествознания и истории,
что позволяет им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать
процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства.
Профиль «Сельскохозяйственный труд».
В рамках обучения по данному профилю обучающиеся последовательно
знакомятся с приемами и способами обработки земли, посадки и выращивания овощей,
уборки и хранения корнеплодов, узнают строение и свойства растений; правила охраны
труда; овладевают умениями и навыками использования по назначению
сельскохозяйственных инструментов и приспособлений, применять правила ухода за
ними. В процессе обучения знакомятся с технологией выращивания разных видов
растений, овладевают умениями обработки почвы, готовить семена к посеву, высеивать
их, проводить уход, убирать урожай. На практических занятиях овладевают
общетрудовыми умениями на доступном уровне, необходимыми для работы в подсобных
хозяйствах, в быту и в индивидуальной трудовой деятельности; получают знания и
практические умения безопасного ведения работ, придание эстетики результатам своего
труда.
Профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
В процессе изучения данного профиля обучающиеся осваивают программу
подготовки по выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных
помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в
больницах и поликлиниках, которая нацелена на формирование умений и навыков
практической работы в рамках группы «неквалифицированные рабочие». Основными
направлениями по подготовке младшего обслуживающего персонала служат развитие у
обучающихся способности к осознанной трудовой деятельности, формирование
необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, связанных с
усвоением правил личной гигиены, уборки жилых и служебных помещений,

овощехранилищ, железнодорожных вагонов, пришкольной территории; знакомство с
особенностями ухода за больными. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников
необходимые навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не
только для себя, но и для других членов семьи, воспитываются потребности в труде в
целом.
Профиль «Цветоводство и декоративное садоводство».
В рамках данного профиля, обучающиеся получают знания и элементарные
практические умения и навыки в области цветоводства, декоративного садоводства,
ландшафтного дизайна. Обучение направлено на формирование умений и навыков
обращения с элементарным лабораторным оборудованием; сельскохозяйственным
инвентарем; обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными
растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений открытого грунта
для озеленения пришкольной территории. В ходе практических работ на учебно-опытном
участке обучающиеся закрепляют полученные умения и навыки, совершенствуют свои
общефизические возможности.
Профиль «Художественный труд».
В рамках данного профиля обучающиеся знакомятся и получают элементарные
представления о таких областях трудовой деятельности как «Дизайн и технология»
(дизайн современных моделей одежды и на основе народного кроя), «Декоративноприкладное творчество» (вышивка, вязание, лоскутная техника, сувенирные изделия)
«Культура дома» (правила ухода и порядок благоустройства дома), «Культура питания»
(основы здорового питания и технология приготовления блюд).
Профиль «Штукатур-маляр».
В рамках изучаемого профиля обучающиеся получают теоретические сведения и
практические умения по выполнению штукатурных, малярных и отделочных работ.

Обучающиеся учатся пользоваться соответствующими выполняемым работам
инструментами и приспособлениями, осуществлять уход и правила хранения инвентаря,
выполняют практические работы с соблюдением правил техники безопасности и условий
организации рабочего места. Знакомятся с приемами и технологией оштукатуривания
колонн, столбов, углов и ниш, учатся выполнять декоративные штукатурные и малярные
работы с помощью специальных составов, инструментов и приспособлений. Изучают
приемы и технологию ремонта швов между плитами перекрытий, настилки и облицовки
полов и стен помещений плиткой, цементно-песчаной стяжки. Изучают основы
цветоведения, особенности применения этих знаний в отделочных и малярных работах.
Профиль «Производство керамических изделий (гончар)».
В процессе освоения профиля трудовой подготовки обучающиеся продолжают
работать с глиной, повторяют классификацию и свойства глины закрепляют основные
правила работы с полимерной глиной. Обучающиеся осваивают особенности рельефной
лепки керамических изделий и виды рельефов, разные способы декорирования
керамических изделий по сырой поверхности, технологию выполнения отделки с
использованием различных фактур на глине (растения), продолжают совершенствовать
мастерство работы на гончарном круге и изучают технологию шликерного литья.
Обучающиеся могут изготовить сосуд из пластов глины по образцу, сувениры, несложное
литое изделие и декорировать их.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные
линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных
материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства.
Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью).
Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного труда.
Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и

промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда.
Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.
Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт
изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и
изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных
операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с
учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами
самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при
проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Труд
(технология)» определяются с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Исключаются требования к овладению недоступными для реализации видами
учебно-практической деятельности.
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной
машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);

знание и применение правил безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного
производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в
образовательной организации;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в
соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение

ролей

в группе,

сотрудничество, осуществление

взаимопомощи;
учет мнений

других обучающихся и педагогического работника

при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других
обучающихся;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их
целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративнохудожественными
и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметнопрактической
деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с

поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и
доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и
значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной
последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и
способов работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с
миром природы.
3. В организационном разделе:
П.3.1. читать в следующем изложении:
3.1. Учебный план.
Учебный план МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск (далее - Учебный план), реализующих
ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
•

1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;

•

2 этап - V - IX классы;

•

3 этап - X - XII классы.

Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов
на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
•

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;

•

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

•

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,

характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
•

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;

•

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;

•

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

•

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.

Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов.

Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное
искусство)

1

1

1

1

4

Адаптивная
культура

3

3

3

3

12

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

5.
Физическая
культура

физическая

6. Технология

Труд (технология)

2

1

1

1

5

Итого

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

-

3

3

3

9

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной
учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся I доп., I - IV
классов.

Предметные
области

Класс

Количество часов

Всего

Учебные предметы

I
доп.

I

II

III

IV

Русский язык

2

3

3

3

3

Обязательная часть
1. Язык и речевая

14

практика

Чтение

2

3

4

4

4

17

Речевая практика

3

2

2

2

2

11

2. Математика

Математика

3

3

4

4

4

18

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

2

1

1

1

7

4. Искусство

Музыка

2

2

1

1

1

7

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

1

1

1

1

6

5.
Физическая
культура

Адаптивная
культура

3

3

3

3

3

15

6. Технология

Труд (технология)

2

2

1

1

1

7

21

21

20

20

20

102

-

-

3

3

3

9

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)

21

21

23

23

23

111

Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

ритмика

1

1

1

1

1

5

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

физическая

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений:

участниками

область

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II - IV
классах).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов.

Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

Учебные предметы

V

VI

VII

VIII

IX

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное

2

-

-

-

-

2

Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
практика

2. Математика

3. Естествознание

4.
Человек
общество

и

Основы
жизни

5. Искусство

социальной

искусство)
6.
Физическая
культура

Адаптивная
физическая культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Труд (технология)

6

6

7

7

7

33

27

28

28

28

28

139

2

2

1

1

1

7

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

4

4

4

4

4

20

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений:

участниками

область

Внеурочная деятельность:

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся X - XII классов.

Предметные
области

1. Язык и речевая
практика

2. Математика

Классы

Количество часов

Всего

Учебные предметы

X

XI

XII

Русский язык

1

1

1

3

Литературное чтение

2

2

2

6

Математика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

3.
Человек
общество

и

Основы социальной жизни

2

2

2

6

Этика

1

1

2

4

Обществоведение

1

1

1

3

3

3

3

9

15

15

15

45

Итого

27

27

28

82

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

3

3

2

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

30

30

30

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)

6

6

6

18

Внеурочная деятельность

4

4

4

12

4.
Физическая
культура

Адаптивная
культура

5. Технология

Труд (технология)

физическая

Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
4. В организационном разделе:
П. 3.2 читать в следующем изложении
3.3 Календарный учебный график.
В соответствии с Федеральными образовательными программами начального,
основного, среднего общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения
России от 18.05.2023 № 370, № 371, № 372, СанПиН 2.4.3648-20 определить:
1. Даты начала и окончания учебного года:
начало учебного года – 02.09.2024,
окончание учебного года – 26.05.2025.
Для 9-х и 11-х классов окончание учебного года определяется в соответствии с
расписанием государственной итоговой аттестации.

2. Продолжительность учебного года:
В 5-9 классах – 34 учебных недели
3. Продолжительность учебной недели:
в 5-9 классах 5-ти дневная учебная неделя;
4. Продолжительность учебных периодов.
Учебный год делится для 5-9 классов на четверти
1 четверть –8 учебных недель;
2 четверть –8 учебных недель;
3 четверть –11 учебных недель (для 2-11 классов),
10 учебных недель (для 1 классов);
4 четверть –7 учебных недель.
Четверти
(полугодии)

начало четверти
(полугодии)

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

02.09.2024
05.11.2024
08.01.2025
31.03.2025

Дата начала и
окончания отдельных
учебных недель

32 учебная неделя:
28.04.2025 - 08.05.2025
34 учебная неделя
19.05.2025 -26.05.2025

окончание четверти
(полугодии)
25.10.2024
27.12.2024
21.03.2025
26.05.2025

5. Сроки и продолжительность каникул на учебный год:
Каникулы

Дата начала каникул

осенние
зимние
весенние

26.10.2024
28.12.2024
22.03.2025

Дата окончания
каникул
04.11.2024
08.01.2025
30.03.2025

летние

27.05.2025

31.08.2025

Продолжительность
10 календарных дней
11 календарных дней
9 календарных дней
итого
30каникулярных дней
в течение учебного
года
14 недель

Для обучающихся 9-х классов летние каникулы начинаются по окончании
государственной итоговой аттестации.
6. Продолжительность урока:
5-9 класс по 40 минут.

Внеурочные занятия начинаются во всех классах через 20 минут после окончания
уроков.
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» реализуются через внеурочные
занятия «Разговоры о важном» в 5-11 классах. Данные занятия проводятся по
понедельникам (первым уроком) еженедельно.
В 6–9-х классах еженедельно по четвергам проводится внеурочное занятие по
профориентации „Россия — мои горизонты“.
7. Продолжительность перемен между уроками (расписание звонков):
− для обучающихся 5 - 9 классов –40 минут:
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок

Расписание звонков
8:30 - 9:10
9:20 - 10:00
10:10 - 10:50
11:05 - 11:45
12:05 - 12:45
13:05 - 13:45
14:00 - 14:40

Перемена
10 минут
10 минут
15 минут
20 минут
20 минут
15 минут
10 минут

8. Время начала и окончания учебных занятий:
Начало учебных занятий – 8.30
Окончание учебных занятий 14.40.
9. Сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в сроки с 15 апреля по 8
мая 2024 года без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного
плана.
Класс

Предметы, по которым осуществляется
промежуточная аттестация

Формы проведения
аттестации

5-й, 6-й

Русский язык

Диагностическая работа

7-й, 8-й

Русский язык

Диагностическая работа

5-й, 6-й, 7-й,
8-й, 9-й

Литература

Диагностическая работа

5-й, 6-й, 7-й,
8-й, 9-й

Иностранный язык

Диагностическая работа

5-й, 6-й

Математика

Диагностическая работа

7-й, 8-й

Алгебра

Диагностическая работа

7-й, 8-й

Геометрия

Диагностическая работа

5-й, 6-й, 7-й,
8-й, 9-й

Информатика

Диагностическая работа

5-й, 6-й

История

Диагностическая работа

7-й, 8-й, 9-й

История

Диагностическая работа

7-й, 8-й, 9-й

Обществознание

Диагностическая работа

6-й

Обществознание

Диагностическая работа

5-й, 7-й, 8-й,
9-й

География

Диагностическая работа

6-й

География

Диагностическая работа

5-й, 6-й

Биология

Диагностическая работа

7-й, 8-й, 9-й

Биология

Диагностическая работа

7-й, 8-й, 9-й

Физика

Диагностическая работа

8-й, 9-й

Химия

Диагностическая работа

5-й, 6-й, 7-й,
8-й

Музыка

Тестирование

5-й, 6-й, 7-й

Изобразительное искусство

Тестирование

5-й, 6-й, 7-й,
8-й, 9-й

Труд (технология)

Тестирование

5-й, 6-й, 7-й,
8-й, 9-й

Физическая культура

Тестирование

8-й, 9-й

Основы безопасности и защиты Родины

Диагностическая работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».