Учебный план на 2025 - 2026

МБОУ СОШ №3 рабочего посёлка Сосновоборск Сосновоборского района
Пензенской области

РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол № 1
от“26”августа 2025 г

СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1
от“26” августа 2025

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы О. В.
Столяровой
Приказ № 169-1
от“26”августа 2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск
на 2025 – 2026 учебный год

Сосновоборский муниципальный район, Пензенская область2025
1

Содержание
Учебный план начального общего образования ………………………………………………...3
Учебный план основного общего образования ………………………………………………... 12
Учебный план среднего общего образования (универсальный профиль) .………………... 22
Учебный план среднего общего образования (социально-экономический профиль) …….27
Адаптированный учебный план основного общего образования (умственная отсталость
(вариант 1)) ………………………………………………………………………………………… 26
Индивидуальный учебный план начального общего образования (умственная отсталость
(вариант 2) ………………………………………………………………………………………......40
Индивидуальный учебный план основного общего образования для обучающихся на
дому……………………………………………………………………………………………………44

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2025 –2026 учебный год

3

Пояснительная записка
Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 3 р.п. Сосновоборск (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с
учетом изменений, внесенных приказом от от 09.10.2024 № 704.
Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на
русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных
программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении
начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34
недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся
по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
•
•

для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 3 р.п.
Сосновоборск выделено:
•
•

в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.

Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 2999 часов с учетом 16
часов в 1-х классах в сентябре-октябре.

4

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения
учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

«Русский язык и литературное чтение».
«Иностранный язык».
«Математика и информатика».
«Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
«Основы религиозных культур и светской этики».
«Искусство».
«Технология».
«Физическая культура».

В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС
НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и
«Литературное чтение на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
• «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
• «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает
изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint,
виртуальные путешествия);
• «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий).

•

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в
неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
5

несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы религиозных
культур и светской этики»
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов,
курсов, модулей из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ №3 р,п. Сосновоборск по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
•

модуль по видам спорта «Легкая атлетика», 2-3-й класс (1 час в неделю), – дополняет
учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической
активности.

1. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ №3 р.п.
Сосновоборск, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Краеведение»
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
•
•

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ СОШ № 3
р.п. Сосновоборск.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не превышает
продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4
класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема
домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в электронном
журнале не позднее времени окончания учебного дня – 14.00. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
6

соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими
нормативами
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП
НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ СОШ № 3 р.п Сосновоборск.
В 1-м классе промежуточная аттестация проводится без балльного оценивания. Промежуточная
аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится в конце года по каждому изучаемому
учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка,
которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области

Учебные предметы

2-й 3-й 4-й
1-й класс
класс класс класс

Всего

Обязательная часть
Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

–

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской этики

–

–

–

1

1

Русский язык и
литературное чтение

7

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

(Труд) технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

2

2

2

8

21

22

22

23

87

Искусство

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:

0

1

2

0

2

Модуль по видам спорта «Спортиыные игры»

0

1

1

–

2

Всего в неделю

21

23

23

23

90

Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с
21
действующими санитарными правилами и
нормами

23

23

23

90

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего учебных часов на учебный период

653 (с
учетом
16 часов
782
в
сентябреоктябре)

782

2999 (с
учетом
16 часов
в
сентябреоктябре)

782

План внеурочной деятельности
МБОУ СОШ №3 рабочего посёлка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской
области
План внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»), определяет
формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года
обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
8

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
образовательной организации.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 р.п.Сосновоборск является частью
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет
30 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения
обучающихся
к
своей
родине
–
России,
населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
В соответствии с поручением Губернатора Пензенской области с 1 сентября 2023 г. во
всех общеобразовательных организациях Пензенской области вводится курс внеурочной
деятельности «Краеведение» с 1 по 11 классы (далее - КВД «Краеведение»).
Цель изучения КВД «Краеведение» в начальной, основной и средней школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области - создать условия для осмысления
школьниками важности знания и сохранения природного, исторического и культурного
наследия родного края.
В 1-4 классах один час в неделю отводится на «Интегрированный курс «Краеведение».
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией обучающихся в
формах, определенных целевым разделом ООП и (или) программой курса внеурочной
деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной
деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в
школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
9

Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1 классе составляет 35 минут,
для 2-4 классов 40 минут.
Направления внеурочной
деятельности
1.Внеурочные занятия
направленные на
развитие ценностного
отношения обучающихся
к своей родине – России,
населяющим её людям, её
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре
2. Спортивнооздоровительная
деятельность

3. Проектноисследовательская
деятельность
4. Коммуникативная
деятельность

5. Художественноэстетическая творческая
деятельность
6. Информационная
культура

10

Название рабочей программы
Классы
«Разговоры о важном»

Данное направление реализуется
через мероприятия, направленные
на
физическое
развитие
обучающегося,
углубление
знаний об организации жизни и
деятельности
с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа
жизни.
Интегрированный
курс
"Краеведение"
Данное направление реализуется
через мероприятия, направленные
на совершенствование
коммуникативной грамотности,
культуры
диалогического
общения
и словесного творчества, через
участие в программе развития
социальной активности учащихся
начальной школы «Орлята
России», проведение акций
социального и экологического
характера.
Данное направление реализуется
через мероприятия по развитию
художественного творчества
Данное направление реализуется
через мероприятия, которые
формируют представления
обучающихся о разнообразных
современных информационных
средствах и навыки выполнения

1
1

2а 2б
1

3
1

4
1

1

1

1

1

7. Интеллектуальные
марафоны
8. «Учение с
увлечением!»
Недельный объем
внеурочной деятельности

разных
видов
работ
на
компьютере
Данное направление реализуется
через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий
Данное направление реализуется
через работу со слабыми и
сильными
обучающимися
2

Учебные курсы
Разговоры о важном
Краеведение
ИТОГО недельная нагрузка

11

1
1
1
2

Количество часов в неделю
2а
2б
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2

2

4
1
1
2

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
на 2025 –2026 учебный год

12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана Федеральной
образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом от от
09.10.2024 № 704 для обучающихся, которые начнут обучение на уровне ООО с 01.09.2025.
Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее –
учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет
общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.

•
•

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для
всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МБОУ СОШ № 3 р.п.
Сосновоборск использовано на:
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений (информатика, решение задач по
математике, орфоэпия и словообразование);
• модуль по видам спорта «Легкая атлетика», 5-8-й класс (1 час в неделю), – дополняет
учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической
активности.

•

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития
обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).

13

Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной
программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне
основного общего образования составляет 34 недели.
В МБОУ СОШ № 3 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует
требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой
образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–9-х
классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
•
•
•
•

в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.

Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Обучение в МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск ведется на русском языке. Учебный план не
предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература»
предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в
заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный
язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители в
заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая история» и
«История нашего края», на которые суммарно отводится по 3 часа в неделю в 5–8-х классах.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части. Так, на учебный предмет «Информатика» в 5–-х
классах отводится по 1 часу в неделю.
С целью формирования прочных теоретических знаний и практических навыков в области
правильного произношения и анализа способов создания новых слов, формируемую
участниками образовательных отношений, включен учебный курс «Орфоэпия и
словообразование» в 7 – 8 класаах по 0,5 часа.
Курс «Решение математичеких задач» изучается в7- 9-х классах по 0,5 часа в неделю.
Кроме того, время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для
реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Физическая культура».
14

В 5-8-х классах реализуются модули по видам спорта «Легкая атлетика». Модуль по видам
спорта дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом
физической активности.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
«Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х классах
«Краеведение» в 8-9 классах.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
•
•
•

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не превышает
продолжительности выполнения 2 часа – для 5-го класса, 2,5 часа – для 6–8-х классов, 3,5 часа –
для 9-го класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в электронном
журнале не позднее времени окончания учебного дня – 16.00. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими
нормативами
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным
учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных
предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Предметы, курсы

Классы
5–7-е

Диктант с грамматическим заданием, изложение

8–9-е

Контрольная работа, сочинение

5–6-е

Задания на основе анализа текста, сочинение

7–9-е

Контрольная работа, сочинение

Русский язык

Литература

15

Формы промежуточной аттестации

Иностранный язык
(английский)

5–9-е

Контрольная работа

Математика

5–6-е

Контрольная работа

Алгебра

7–9-е

Комплексная контрольная работа

Геометрия

7–9-е

Вероятность и
статистика

7–9-е

Информатика

7–9-е

Индивидуальный проект

История

5–9-е

Контрольная работа

Обществознание

9-е

Реферат

География

5–9-е

Контрольная работа

Физика

7–9-е

Контрольная работа, лабораторная работа

Химия

8–9-е

Контрольная работа, лабораторная работа

5–7-е

Контрольная работа

8–9-е

Контрольная работа, групповой проект

Изобразительное
искусство

5–7-е

Разработка предметов живописи

Музыка

5–8-е

Тест, индивидуальный проект

Труд (технология)

5–9-е

Разработка изделий

Физическая культура

5–9-е

Сдача нормативов, тест

Биология

Основы безопасности и 8–9-е
защиты Родины

Тест

Модуль по видам
спорта

5-8-е

Результаты соревнований

Орфоэпия и

7-8-е

Проектная работа

16

словообразование
Решение задач по
математике

7–9-е

Комплексная контрольная работа

Информатика

5-6 -е

Проектная работа

Разговоры о важном

5–9-е

Встроенное педагогическое наблюдение

Россия – мои
горизонты

6–9-е

Встроенное педагогическое наблюдение

Краеведение

5–9-е

Комплексная диагностическая работа

Учебный план основного общего образования (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области

Учебные предметы

VII
Всего
V
VI
класс VIII IX
класс класс
класс класс
6аб

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык
(английский)

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

–

–

–

10

Алгебра

–

–

3

3

3

9

Геометрия

–

–

2

2

2

6

Вероятность и статистика –

–

1

1

1

3

Информатика

–

–

1

1

1

3

История

3

3

3

2

2,5

14

Обществознание

–

–

–

1

1

1

Обязательная часть

Русский язык и литература

Иностранные языки

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы
17

География

1

1

2

2

2

8

Физика

–

–

2

2

3

7

Химия

–

–

–

2

2

4

Биология

1

1

1

2

2

7

Изобразительное
искусство

1

1

1

–

–

3

Музыка

1

1

1

1

–

4

Технология

Труд (технология)

2

2

2

1

1

8

Основы безопасности и
защиты Родины

Основы безопасности и
защиты Родины

–

–

–

1

1

2

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

27

28

30

31

32,5 148,5

Естественно-научные
предметы

Искусство

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:

2

2

2

2

0,5

9

Модули по видам спорта «Легкая атлетика»

1

1

1

1

-

4

Орфоэпия и словообразование

-

–

0,5

0,5

-

1,5

Решение задач по математике

–

-

0,5

0,5

0,5

1,5

Информатика

1

1

-

-

-

2

Всего в неделю

29

30

32

33

33

157

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 529
дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами

30

32

33

33

157

Учебные недели

34

34

34

34

34

170

Всего учебных часов на учебный период

986

1020 1088 1122 1122 5338

18

План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ средняя общеобразовательная школа №3 рабочего посёлка Сосновоборск
Сосновоборсокго района Пензенской области
План внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу
основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), определяет
формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы основного общего образования с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ
СОШ №3 р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и
осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет
30 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
По 1 часу в неделю отводится на курс внеурочной деятельности «Краеведение». Цель
изучения «Краеведение» в общеобразовательных организациях Пензенской области - создать
условия для осмысления школьниками важности знания и сохранения природного,
исторического и культурного наследия родного края.
Для реализации профориентационного минимума в 2025-2026 учебном году
предусмотрен в 6-9 классах профориентационный урок 1 час (по четвергам) внеурочные
занятия "Россия - мои горизонты".
Программа внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» (учебных сборов)
по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» ориентирована на
обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (три учебных дня), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как практические и комплексные тематические занятия,
экскурсии (в воинскую часть (организацию), пожарную часть, подразделение силовых
19

ведомств), игровые (конкурсы, викторины и др.) мероприятия и тренинги. Занятия проводятся в
практико-ориентированном формате.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и распорядком дня.
Программа предусматривает решение традиционных задач приобретения обучаемыми
знаний, умений и навыков, значимых для их личностной и профессиональной самореализации.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией обучающихся в
формах, определенных целевым разделом ООП и (или) программой курса внеурочной
деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной
деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в
школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности для 5-9 классов 40 минут.
Направления внеурочной
деятельности
1. Занятия, направленные на
развитие ценностного
отношения обучающихся к
своей родине – России,
населяющим её людям, её
уникальной истории,
богатой природе и великой
культуре

Название рабочей
программы
Классы
«Разговоры о важном»

20

ба
1

6б
1

7
1

Краеведение
«Основы
подготовки»

2. Внеурочная деятельность
по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
3. Внеурочная деятельность
по развитию личности, её
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и интересов,
самореализации
обучающихся

5
1

8
1

1
военной

1

1

17 часов
в год
(3 дня)

Данное направление
реализуется в рамках
урочной деятельности
Россия - мои горизонты

9

1

1

1

1

1

4. Внеурочная деятельность,
направленная на реализацию
комплекса воспитательных
мероприятий, в том числе в
творческих объединениях
5. Внеурочная деятельность
по организации
деятельности ученических
сообществ
6. Внеурочная деятельность,
направленная на
организационное
обеспечение учебной
деятельности

Данное
направление
реализуется согласно
рабочей
программе
воспитания школы

Данное
направление
реализуется
через
работу
Движения
Первых
Данное
направление
реализуется
через
работу
организационные
собрания,
взаимодействие
с
родителями
7. Внеурочная деятельность, Данное
направление
направленная на
реализуется
через
организацию педагогической работу со слабыми и
поддержки обучающихся
сильными
обучающимися
9. Внеурочная деятельность, Данное
направление
направленная на
реализуется
через
обеспечение благополучия
мероприятия,
обучающихся в
направленные
на
обеспечение
пространстве
безопасности жизни и
общеобразовательной
здоровья обучающихся
школы
Недельный объем
внеурочной деятельности

Учебные курсы
Разговоры о важном
Россия мои горизонты
Краеведение

Основы военной
подготовки
ИТОГО недельная
нагрузка

21

5а
1
0
0
0

6а
1
1
0
0

1

2

1

2

2

2

3
+ 17
часов в
год (3
дня)

Количество часов в неделю
6б
7
8
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
17 часов
в год
(3 дня)
2
2
33
+ 17
часов в
год (3
дня)

3

9
1
1
1
0

3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего общего образования универсальный профиль ( 10 класс)
на 2025 –2026 учебный год

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФОП СОО, СП 2.4.364820, СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов по предметам рассчитано на уровень образования
с учетом максимальной общей нагрузки при пятидневной учебной неделе и 68 учебных недель
за два учебных года.
Универсальный профиль ориентирован на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки
технологического, социально-экономического, естественно-научного и гуманитарного
профилей.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана универсального
профиля при пятидневной учебной неделе. По запросам обучающихся и родителей школа
определила 2 предмета на углубленном уровне: математика и биология.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся
В МБОУ средняя общеобразовательная школа №3 рабочего посёлка Сосновоборск
Сосновоборсокго района Пензенской областиязыком обучения является язык.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания(полугодовое оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация за полугодие и годовая аттестация
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.

обучающихся

Все предметы обязательной и формируемой части учебного плана оцениваются по
полугодиям.
Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ средняя
общеобразовательная школа №3 рабочего посёлка Сосновоборск Сосновоборсокго района
Пензенской области.
Освоение основной образовательной программы
завершается государственной итоговой аттестацией.

среднего

общего

образования

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет 2года.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для реализации
Концепции развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года на увеличение учебных
23

часов, отводимых на изучение учебного предмета «Физическая культура». В 11-х классах
реализуются модуль по видам спорта «Легкая атлетика» (1 час в неделю) по выбору
обучающихся Модуль по видам спорта дополняет учебный предмет «Физическая культура» и
является третьим часом физической активности.
На уровне СОО суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 3,5 часа. Образовательной организацией
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого
класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в электронном
журнале не позднее времени окончания учебного дня – 16.00. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими
нормативами
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Русский язык
и литература

Иностранные языки

Учебный предмет

Уровень

Форма
Количество
промежуточной
часов
аттестации

Русский язык

Б

136

Э

Литература

Б

204

Т

Иностранный язык
(английский)

Б

204

К

У

544

Э

Б

68

К

Б

136

Э

Математика:
алгебра
и начала
математическо
го анализа;
• геометрия;
• вероятность
и статистика
•

Математика
и информатика

Информатика
Общественно-научные
предметы
24

История:
•
•

история России;
всеобщая

история

Естественно-научные
предметы

Обществознание

Б

119

Э

География

Б

68

Э

Физика

Б

136

Т

Химия

Б

68

Т

Биология

У

204

Э

Основы безопасности и Основы безопасности и
защиты Родины
защиты Родины
Физическая культура

Б

Физическая культура

Б

Индивидуальный проект

ИТОГО

Т

68
204

Т

34

ЗП

2193

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ СОО ПРИ
ПЯТИДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

Предметная область

Русский язык и литература

Иностранные языки

Уровень

10-й класс
(34 учебные
недели)

Русский язык

Б

2

Литература

Б

3

Иностранный язык
(английский)

Б

3

У

4

Учебный предмет

Математика:
Математика
и информатика

25

•

алгебра
и начала
математическо
го анализа

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

•

геометрия

У

3

•

вероятность
и статистика

У

1

Информатика

Б

1

История

Б

2

Обществознание

Б

2

География

Б

1

Физика

Б

2

Химия

Б

1

Биология

У

3

Основы безопасности и
защиты Родины

Основы безопасности и
защиты Родины

Физическая культура

Физическая культура

Б

1
Б

3

Индивидуальный проект

1

Итого:

33

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Трудные вопросы в органической химии
Итого в неделю

26

1
1
34

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего общего образования социально-экономический профиль (11 класс)
на 2025 –2026 учебный год

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФОП СОО, СП 2.4.364820, СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов по предметам рассчитано на уровень образования
с учетом максимальной общей нагрузки при пятидневной учебной неделе и 68 учебных недель
за два учебных года.
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной
сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности,
как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно
из предметных областей «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы».
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана социальноэкономического профиля с углубленным изучением обществознания и математики при
пятидневной учебной неделе.
Учебный план социально-экономического профиля обучения включает 13 учебных предметов
(«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая
культура», «Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных
предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области
«Общественно-научные предметы»: обществознания и «Математика и информатика»
математики.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной
деятельности с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.
В МБОУ СОШ №3 р. п. Сосновоборск Сосновоборсокго района Пензенской области
промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестацияза полугодие и годовая аттестация
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.

обучающихся

Все предметы обязательной и формируемой части учебного плана оцениваются по
полугодиям.
Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ средняя
общеобразовательная школа №3 рабочего посёлка Сосновоборск Сосновоборсокго района
Пензенской области.
Освоение основной образовательной программы
завершается государственной итоговой аттестацией.

среднего

общего

образования

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет 2года.

28

Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для реализации
Концепции развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение учебного предмета «Физическая культура». В 11-х классах
реализуется модуль по видам спорта «Легкая атлетика» (1 час в неделю) по выбору
обучающихся Модуль по видам спорта дополняет учебный предмет «Физическая культура» и
является третьим часом физической активности.
На уровне СОО суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса
не превышает продолжительности выполнения 3,5 часа. Образовательной организацией
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого
класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в электронном
журнале не позднее времени окончания учебного дня – 16.00. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими
нормативами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область
Русский язык
и литература
Иностранные
языки

Учебный предмет

Уровень

Форма
Количество
промежуточной
часов
аттестации

Русский язык

Б

136

Э

Литература

Б

204

Т

Иностранный язык
(английский)

Б

204

К

У

544

Э

Информатика

Б

68

К

История:

Б

136

Э

Математика:
алгебра и начала
математического
анализа;
• геометрия;
• вероятность
и статистика
•

Математика
и информатика

Общественно29

научные
предметы

Естественнонаучные
предметы

•
•

история России;
всеобщая история

Обществознание

У

272

Э

География

Б

68

Э

Физика

Б

136

Т

Химия

Б

68

Т

Биология

Б

68

Т

Основы
безопасности и Основы безопасности и защиты
Б
защиты
Родины
Родины
Физическая
культура

Физическая культура

Б

Индивидуальный проект

Трудные вопросы в органической химии
Курсы
по выбору

Т

68

136

Т

34

ЗП

68

Т

Решение задач по биологии

68

Т

Модуль по физической культуре «Легкая
атлетика»

34

Результаты
соревнований

ИТОГО

2193

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СОО ПРИ
ПЯТИДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

Предметная область

Русский язык и литература

30

Учебный предмет

Уровень 11-й класс
(34 учебные
недели)

Русский язык

Б

2

Литература

Б

3

Иностранные языки

Иностранный язык
(английский)

Б

3

У

4

Математика:

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы

•

алгебра
и начала
математическо
го анализа

•

геометрия

У

3

•

вероятность
и статистика

Б

1

Информатика

Б

1

История

Б

2

Обществознание

У

4

География

Б

1

Физика

Б

2

Химия

Б

1

Биология

Б

1

Основы безопасности и
защиты Родины

Основы безопасности и
защиты Родины

Физическая культура

Физическая культура

Б

1
Б

2

Индивидуальный проект

—

Итого:

30

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

4

Трудные вопросы в органической химии

1

Модуль по видам спорта «Легкая атлетика»

31

1

Решение задач по биологии
Итого в неделю

1
34

План внеурочной деятельности (недельный) (10 – 11 класс)
МБОУ средняя общеобразовательная школа №3 рабочего посёлка Сосновоборск
Сосновоборсокго района Пензенской области
План внеурочной деятельности среднего общего образования МБОУ СОШ №3
р.п.Сосновоборск для 10 класса, реализующего образовательную программу среднего общего
образования, соответствующую ФГОС СОО (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»), определяет формы организации и
объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы среднего
общего образования с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ
СОШ №3 р.п.Сосновоборск, разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего
образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
средней образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и
осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
общеобразовательной программы среднего общего образования.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет
30 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
(понедельник первый урок).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа
с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим
и ответственным отношением к собственным поступкам.
1 час в неделю отводится на изучение курса внеурочной деятельности «Краеведение».
Цель изучения КВД «Краеведение» в общеобразовательных организациях Пензенской
области - создать условия для осмысления школьниками важности знания и сохранения
природного, исторического и культурного наследия родного края.
Для реализации профориентационного минимума «Профминимум» в 2025-2024 учебном году
предусмотрен в 6-11 классах профориентационный урок 1 час (по четвергам) внеурочные
занятия "Россия - мои горизонты".
32

Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников
способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для
решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной
проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических
принципов – связь образования с жизнью.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего
образования сопровождается учетом достижений и промежуточной аттестацией обучающихся в
формах, определенных целевым разделом ООП и (или) программой курса внеурочной
деятельности.
Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной
деятельности являются:
учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса
внеурочной деятельности;
формирование портфолио;
выполнение письменной работы, проекта или творческой работы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в
школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и
преподавателем, ведущим курс.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности для 10 класса 40 минут.
Направления
внеурочной деятельности
1. Занятия, направленные на
развитие ценностного
отношения обучающихся к
своей родине – России,
населяющим её людям, её
уникальной истории,
богатой природе и великой
культуре

Название
рабочей программы
«Разговоры о важном»

2. Внеурочная деятельность
по формированию
функциональной
грамотности обучающихся

Реализуется через
участие обучающихся в
интеллектуальных
играх , онлайн-уроках
по «Финансовой
грамотности» и др
Россия - мои горизонты

3. Внеурочная деятельность
по развитию личности, её
способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей и интересов,
самореализации
обучающихся
4. Внеурочная деятельность,
направленная на реализацию
комплекса воспитательных
мероприятий, в том числе в
творческих объединениях
33

Краеведение

Данное направление
реализуется согласно
рабочей программе
воспитания школы

10 класс

11 класс

1

1

1

1

1

1

5. Внеурочная деятельность
по организации
деятельности ученических
сообществ
6. Внеурочная деятельность,
направленная на
организационное
обеспечение учебной
деятельности
7.Внеурочная деятельность,
направленная на
организацию
педагогической поддержки
обучающихся
8. Внеурочная деятельность,
направленная на
обеспечение благополучия
обучающихся в
пространстве
общеобразовательной
школы
Недельный объем
внеурочной деятельности

Данное направление
реализуется через
работу Движения
Первых
Данное направление
реализуется через
организационные
собрания,
взаимодействие с
родителями
Данное направление
реализуется
через работу с
сильными
обучающимися
Данное направление
реализуется
черезмероприятия,
направленные на
обеспечение
безопасности
жизни и здоровья
обучающихся

Учебные курсы
Разговоры о важном
Краеведение
Россия - мои горизонты
ИТОГО недельная нагрузка

34

3

Количество часов в неделю
10
11
1
1
1
1
1
1
3
3

3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ
(умственная отсталость вариант 1)
на 2024 – 2025 учебный год

35

Учебный план МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Срок обучения по АООП составляет 5 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с V по IX
класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на
2 этапе обучения (V - IX класс).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
36

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления
внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими
занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
37

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX
классов.

Предметные области

Класс

V

IIV

Всего

Русский язык

4

4

8

Чтение
чтение)

4

4

8

Математика

4

3

7

Информатика

-

1

1

Природоведение

2

-

2

Биология

-

2

2

География

-

2

2

2

2

4

История Отечества

-

2

2

Музыка

1

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

2

Учебные предметы
1. Язык и речевая
практика

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и общество

Основы
жизни

5. Искусство

38

(Литературное

социальной

6.
Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

4

7. Технология

Профильный труд

6

7

13

27

29

56

6

6

30

Логопедические занятия

3

3

6

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

4

Ритмика

1

1

2

Внеурочная деятельность:

1

2

3

1. Разговоры о важном

1

1

2

2. Россия мои горизонты

-

1

1

Итого
Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия и ритмика):

область

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).

39

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ (умственная отсталость вариант 2)
на 2024 – 2025 учебный год

40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план
для
общеобразовательной
организации,
реализующей
адаптированную образовательную программу для детей с глубокой умеренной
умственной отсталостью разработан с учетом особенностей обучающейся с
умственной отсталостью (вариант 2) на основании ФГОС УО и ФАОП УО.
Вариант 2 АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью
включает:
-индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области,
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося с умеренной
умственной отсталостью.
Данный учебный план разработан для обучающихся 3 класса.
Учебный план является нормативным правовым актом, определяющим объем
учебной нагрузки учащегося, набор учебных предметов, объем учебного времени,
отводимого на их изучение.
• Индивидуальный учебный план для обучающейся составлен на основе
психолого- медико-педагогических рекомендациях и заявления родителей
(законныхпредставителей).
Цель учебного плана:
Коррекционная (преодоление отставаний, отклонений, нарушений,
дефектов)
• Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих
возможностях-ситуация успеха)
• Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)
При разработке индивидуального учебного плана учитывались пожелания
родителей об обучении по минимальной недельной нагрузке и рекомендаций
ПМПК (Психолого - педагогическая коррекция и развитие познавательной,
аффективно-регуляторной,моторной сфер).
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на
коррекцию недостатков психической сферы.
Основополагающим принципом организации такого обучения является гибкость
индивидуального учебного плана., он основан на психолого-медикопедагогических рекомендациях и индивидуальной программе реабилитации
инвалида. Количество может быть уменьшено в зависимости от индивидуальных
возможностей и способностей обучающегося с учетом его физического и
психического состояния.
Продолжительность учебного года, режим учебных занятий для учащегося
соответствует
режиму
работы
общеобразовательного
учреждения:
продолжительность учебного года – 34 недели, учебная неделя- 5-дневная,
продолжительность урока – 25 минут, каникулы установлены согласно
календарному учебному графику на 2025-2025 учебный год.
Формы текущей и промежуточной аттестации:
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном
уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям,
умениям и навыкам учащихся. Задания подбираются для каждого ученика
•

41

индивидуально, в соответствии с его психофизическим развитием. Текущая
аттестация в 3 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями
развития включает в себя полугодовое оценивание результатов. Промежуточная
(годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы, специальной
индивидуальной программы развития, развития жизненных компетенций ребёнка
по итогам учебного года. Для организации текущей и промежуточной (годовой)
аттестации учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) применяется:
комбинированное задание, метод наблюдения, позволяющие выявить и
оценить результаты обучения по предметам, динамику развития;
метод экспертной группы – обследование специалистами школьного ПМПк.
Результаты промежуточной (годовой) аттестации учащихся с умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – динамика обучения
рассматриваются по итогам учебного года на школьном психологопедагогическом консилиуме. Промежуточная аттестация осуществляется в течение
последних двух недель учебного года . При оценке результативности обучения
важно учитывать затруднения учащихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться
как показатель неуспешности их обучения и развития, в целом. При оценке
результативности обучения должны учитываться особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого учащегося.
Образовательные области

Учебные дисциплины

Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика

Количество часов в
неделю по классам
3 класс
с
самостоят
учителем ельно

Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления

1
1

2
1

Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физическая культура
Профильный труд

1
1
1
1

1
2
1
1
2
1

6

11

Окружающий мир

Искусство

Физическая культура
Технология
Обязательная нагрузка:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы:
Сенсорное развитие
42

0,5

Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
Итого коррекционные занятия
Итого
Коррекционно-развивающая область в рамках внеурочной
деятельности
«Уроки психологического развития»
Логопедическое занятие по развитию речи

43

0,5
0,5
0,5
2
8
2
1
1

Индивидуальный учебный план для учащихся на дому по
общеобразовательной программе ООО (6 класс)

44

Пояснительная записка
Учебный план для 6 класса составлен на основе ФГОС основного общего
образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем нагрузки
учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В учебном плане для учащихся на дому по общеобразовательной программе
основного общего образования в 6 классе обязательными учебными предметами и
предметными областями являются следующие:
- предметная область «Русский язык и литература» включает предметы русский
язык 2 часа в неделю, литература 1 час в неделю
- предметная область «Иностранные языки» включает предмет иностранный язык
(английский ) 1 час в неделю
- предметная область «Математика и информатика» включает предметы
математика 2 часа в неделю;
- предметная область «Общественно-научные предметы» включает предметы
история 1 час, география 1 час в неделю;
- предметная область «Естественнонаучные предметы» включает биологию 1 час
в неделю;
- предметная область «Искусство» включает предметы изобразительное искусство
– 0,25 часа, музыку – 0,25 часа в неделю;
- предметная область «Технология» включает труд (технология) – 0,25 часа в
неделю;
- предметная область «Физическая культура» включает физическую культуру –
0,25 часа внеделю
Таким образом, обязательная недельная нагрузка учащегося на дому в 6 классе по
общеобразовательной программе ООО составляет 10 часов в неделю. Кроме того,
учебный план 6-ого класса включает часы самостоятельной работы учащегося на
дому. Часы самостоятельной работы включаются в максимальную недельную
нагрузку учащегося на дому. Самостоятельная работа выполняется учащимися по
заданию учителя (возможно использование дистанционных технологий).
Содержание самостоятельной работы учащегося на дому указывается в рабочей
программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление
практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение
45

межпредметных связей. Максимально допустимая недельная нагрузка учащегося
на дому составляет: в 6 классе 27 часов в неделю.
Предметные
области

Учебные
предметы

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Количество часов в неделю
итого
Предметы Количество
изучаемые часов на
на дому с
самостоятельное
учителем изучениие

Русский язык

2

3

5

литература

1

2

3

Иностранный язык Иностранный язык
(английский)
ОбщественноИстория
научные предметы География
Математика и
Математика
информатика
Естественнобиология
научные предметы
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая
Физическая
культура
культура

1

2

3

1
1
2

2

3
1
5

Итого

46

3

1

1

0,25

0,75

1

0,25
0,25
0,25

0,75
1,75
1,75

1
2
2

10

17

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».