Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорога без
опасности»
по содержанию является социально-гуманитарной, по уровню освоения – базовой,
по форме организации – очной, групповой,
по степени авторства – модифицированной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорога без
опасности» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального Закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648.20. Санитарно
– эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
- Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки
РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от
26.03.2016);
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения в области физической культуры и спорта
ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического
воспитания» (2021 г.)
Устава и локальных актов МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск.
В основу взята программа МБ ОУ ДО Детский (юношеский) центр «Спутник» г.
Пензы «Движение без опасности», авторы Агафонкина Юлия Павловна Бухина Оксана
Евгеньевна
Актуальность программы
Актуальность и практическая значимость обучения учащихся правилам дорожного
движения обусловлена высокими статистическими показателями дорожно-транспортных
происшествий с участием учеников. Причиной тревожной статистики является низкая
культура безопасности учащихся, элементарное незнание правил дорожного движения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорога без
опасности» позволяет формировать различные элементы культуры безопасности,
способствует формированию ценностного отношения к себе, окружающим людям и
элементам среды обитания. Большое внимание уделяется пропаганде полученных знаний
через отряды юных инспекторов движения. Система профилактической работы
ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению - знание и
четкое соблюдение обучающимися правил дорожного движения. Такая работа не носит
эпизодический характер, а проводится целенаправленно и качественно.
Значимость программы заключается в том, что она: - специально разработана в
целях профилактики и предупреждения нарушений требований законодательства
Российской Федерации, в том числе в целях профилактики детского дорожнотранспортного травматизма, девиантного поведения детей и подростков (п. 3.7.13
Положения);
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность заключается в создании особой развивающей
среды для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышения
их социальной активности, что должно способствовать не только их приобщению к
изучению правил дорожного движения, но и раскрытию личностных качеств,
ответственному отношению к проблеме личной безопасности.
Программа расширяет кругозор учащихся, их творческие способности, дополняя
основное образование. В ходе изучения материала используются различные методы
обучения, в том числе современные технические средства обучения.
Содержание материала программы может быть изменено в зависимости от
поправок, вносимых в Правила дорожного движения РФ и т.д.
Новизна и отличительные особенности программы
Ведущей
концептуальной
идеей
программы
является
воспитание
дисциплинированных участников дорожного движения, уменьшение числа дорожнотранспортных происшествий, участниками которых становятся дети, посредством
формирования у них социальной компетентности в вопросах безопасности
жизнедеятельности, способности следовать нормам поведения.
Новизна программы заключается в формировании навыков общения учащихся,
способствует воспитанию в них культуры грамотного и вежливого участника дорожного
движения. Программа развивает коммуникативную сферу, предоставляя каждому
широкие возможности для совершенствования общения, мотивируя учащихся к
дальнейшим поискам путей безопасного поведения на дорогах.
Программа предполагает тесное сотрудничество с сотрудниками ГИБДД,
общественными организациями и дает детям систематизированные знания, формирует
умения и навыки безопасности.
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью
педагогической поддержки индивидуальности каждого ребенка в условиях ситуативно –
игровой деятельности, позволяющей ему становиться участником реальных событий
транспортной среды и адекватно оценивать свои действия и действия других участников
образовательного процесса.
Организация образовательного процесса направлена на развитие у учащихся
навыков безопасного поведения в дорожной среде, перенос и применение универсальных
учебных действий в жизненные ситуации.
Адресат программы обучающиеся в возрасте 9-11 лет, изъявившие желание
изучать основы безопасности и участвовать в работе отряда ЮИД.
Психофизиологические особенности обучающихся
Детям 9-11 лет нравится исследовать всё, что им не знакомо. В этом возрасте он
уже может понимать законы причины и следствия и обладает хорошим историческим и
хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния.
Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи.
Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребёнка
необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество информации.
В психологическом развитии ребёнка подростковый возраст - это период, в течение
которого происходит важнейший в становлении личности скачек от детства к взрослости.
Общение ребенка с окружающими вне школы также имеет свои особенности,
связанные с его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначить свои права и
обязанности, а также ожидает, что старшие будут доверять его новым навыкам. Очень
важно, чтобы ребенок понимал: "Я могу и умею это, а вот это я могу и умею лучше всех".
Способность делать что-то лучше других является ключевой для детей этого
возраста. Дополнительное образование, участие в акциях и мероприятиях могут
предоставить им больше возможностей для реализации этой потребности.
Объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения, с общим количеством 72 часа.
Первый год обучения – 36 часа.
Второй год обучения – 36 часа.
Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой
обучения является занятие.
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (1 учебный час - 45 мин);
2 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (1 учебный час – 45 мин).
Особенности организации образовательного процесса
Уровни обучения
Ознакомительный уровень
Программа уделяет особое внимание пропаганде знаний правил дорожного
движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию
творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью предусмотрено
использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия;
игровые тренинги;
разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
соревнования, викторины;
встреча с работниками ГИБДД.
При этом используются
различные формы
организации учебнопознавательной деятельности:
индивидуальная (самостоятельное выполнение обучающимися заданий);
фронтальная (одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися
для достижения ими общей познавательной задачи);
групповая (величина группы от 2 до 6 человек); коллективная (все обучают
каждого и каждый обучает всех).
Базовый уровень
На данном уровне программа подразумевает приобретение практических навыков
на основе знаний первого года обучения и их углубления. Основная форма работы
направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми
сферами индивидуальности, позволяющая ему активизировать знания, умения и навыки
поведения на дорогах и в общественном транспорте, а также активно участвовать в
агитационной работе и профилактике дорожно-транспортного травматизма.
На данном уровне программа подразумевает приобретение практических навыков
на основе знаний первого года обучения и их углубления. Основная форма работы
направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми
сферами индивидуальности, позволяющая ему активизировать знания, умения и навыки
поведения на дорогах и в общественном транспорте, а также активно участвовать в
агитационной работе и профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения этих целей предусмотрено использование таких форм проведения
занятий:
тематические занятия;
игровые тренинги;
разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
соревнования, викторины;
работа с макетом «Безопасный маршрут»;
проведение агитационной работы;
проведение акций;
встреча с работниками ГИБДД.
При этом используются
различные формы
организации учебнопознавательной деятельности:
индивидуальная (самостоятельное выполнение обучающимися заданий);
фронтальная (одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися
для достижения ими общей познавательной задачи);
групповая (величина группы от 2 до 6 человек); коллективная (все обучают
каждого и каждый обучает всех).
Разделы
«Основы безопасности дорожного движения» - углубленное изучение Правил
дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожнотранспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими
средствами регулирования дорожного движения
«Юный инспектор движения» Проведение массово-разъяснительной работы по
пропаганде Правил дорожного движения в школе. Участие в смотрах и слётах ЮИД,
конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасного движения.
«Аттестация» - представляет собой оценку качества усвоения учащимися
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы за весь
период обучения и проводится по окончании срока обучения.
Формы аттестации:
результаты участия в конкурсах ЮИД;
выполнение практических контрольных заданий на специализированных
площадках автогородка, фигурного вождения велосипеда;
решение тестовых заданий и выполнения контрольных заданий по оказанию
помощи;
наблюдение педагога в ходе занятий;
анализ подготовки и участия учащихся в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях
Цель программы:
формирование активной, компетентной личности ребенка, умеющей адекватно
реагировать на ситуации усложняющейся транспортной среды.
Задачи:
обучить детей правилам дорожного движения;
формировать практические навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
формировать навыки предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
формировать бережное отношение к личному здоровью, пропагандировать
здоровый образ жизни и ознакомить с основами первой доврачебной медицинской
помощи;
воспитать ответственность и дисциплинированность.
Ожидаемые результаты по годам обучения
Предметные
Теория будут знать:
основные понятия и термины ПДД;
основные обязанности участников дорожного движения;
особенности построения безопасного маршрута;
скрытые опасности на дороге;
основные причины ДТП с участием пешеходов;
способы регулирования дорожного движения: сигналы светофора и регулировщика;
основные дорожные знаки;
правила поведения на железной дороге;
правила использования СИМ и ограничения при их использовании;
правила оказания первой помощи при ДТП;
правила оказания помощи при ранениях головы, груди и живота;
основные признаки вывиха, ушиба, перелома, правила оказания первой помощи
при вывихах, ушибах, переломах;
оказание первой помощи при ожогах, обморожениях;
понятие «иммобилизация», транспортировка пострадавших;
виды повязок и правила их наложения;
правила оказания первой помощи при солнечном (тепловом) ударе, обмороке;
правила оказания первой помощи при укусах бешеных животных, довитых
змей и насекомых;
способы оказания реанимации;
основы культуры поведения участников дорожного движения;;
ответственность за нарушения ПДД и виды ответственности;
понятия «обгон» и «опережение»;
дополнительный требования к велосипедистам и водителям мопедов.
Практика (будут уметь):
выбирать наиболее безопасные действия на проезжей части;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, осуществлять посадку и
высадку из маршрутного транспорта;
руководствоваться сигналами светофора и регулировщика;
переходить через железнодорожные пути;
правильно переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке;
двигаться на велосипеде по велосипедным, велопешеходным дорожкам;
оказывать первую помощь при ДТП;
степень ответственности за на рушение ПДД;
двигаться на велосипеде с учётом выполнения правил дорожного движения ДД.
Метапредметные:
Познавательные:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных источников;
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
Регулятивные:
уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок;
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
определять цель учебной деятельности с помощью педагога;
высказывать предположения на основе наблюдений.
Коммуникативные:
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками, взрослыми;
владеть монологической и диалогической формами речи;
уметь выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Личностные:
ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в дорожнотранспортной среде;
умение социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми при различной
совместной деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни;
правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в дорожнотранспортной среде;
сознание и компетентность в решении проблем на основе личностного выбора;
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
№
Наименование разделов
1.
Раздел «Основы
безопасности дорожного
движения»
Раздел «Юный инспектор
движения»
2.
Учебный план
Количество
Уровни обучения
Ознакомительный
Базовый уровень
уровень
42
22
20
26
12
14
Раздел «Аттестация»
Итого часов:
3.
№
п/п
11
2
36
2
36
Учебно-тематический план первого года обучения
Количество часов
Наименование темы
занятия
Всего Теория Практика Формы контроля
Раздел «Основы безопасности
дорожного движения»
1
История ПДД
2
Понятия и термины ПДД
3
Обязанности участников
дорожного движения
4
Мой безопасный маршрут в
школу и домой
5
Скрытые опасности на дороге
6
Виды транспорта
7
Основные причины ДТП с
участием детей
8
Регулирование дорожного
движения
9
Дорожные знаки.
10
4
72
Движение по загородной
дороге
Первая помощь при ДТП
12
Внимание! Железная дорога!
13
Знакомство с СИМ
Раздел «Юный инспектор
движения»
1
История возникновения отряда
ЮИД
2
Пропаганда ПДД
3
Подготовка к олимпиаде по
ПДД
4
Подготовка к конкурсу
«Безопасное движение»
5
Подготовка к конкурсу
«Безопасное колесо»
6
Акция «Внимание, дети!»
22
1
1
8, 5
0,5
0,5
13,5
0,5
0,5
1
-
1
1
2
1
1
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
Викторина
1
1
1
3
Опрос
Решение
ситуационных задач
0,5
0,5
5
2
3
Викторина
Викторина
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Опрос
Опрос
12
1
2
10
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
-
3
1
2
4
1
2
1
3
4
Викторина
Опрос
Обсуждение
Практические
задания
Викторина
Опрос
Тест
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
4
1
Наблюдение
Наблюдение
2
Тестирование
25,5
1
Раздел «Аттестация»
2
-
Итого:
36
10,5
Содержание первого года обучения
Раздел «Основы безопасности дорожного движения»
Тема № 1. История ПДД.
Теория
Знакомство с историей создания и развития первых правил дорожного движения. История
правил дорожного движения в России.
Практика
Игра-викторина «История ПДД».
Контроль
Знания истории возникновения правил дорожного движения. Умения отвечать на вопросы
интеллектуальной викторины.
Тема № 2. Понятия и термины ПДД.
Теория
Знакомство с основными понятиями и терминами ПДД: «участник дорожного движения»,
«водитель», «пешеход», «пассажир», «велосипед», «велосипедист», «пешеходный
переход», «дорога», «проезжая часть», «населенный пункт», «недостаточная видимость»,
«обочина», «ограниченная видимость», «остановка», «островок
безопасности»,
«преимущество (приоритет)», «темное время суток», «транспортное средство».
Практика
Составление словарика (основные понятия и термины ПДД).
Контроль
Знания об основных понятиях и терминах ПДД.
Умения записывать в словарь необходимую информацию.
Тема № 3. Обязанности участников дорожного движения.
Теория
Понятие «участник дорожного движения», «водитель», «пешеход», «пассажир».
Обязанности пешеходов. Опасности, подстерегающие пешеходов на тротуаре. Алгоритм
перехода проезжей части. Поведение пешеходов при приближении транспортного
средства с включенными проблесковыми маячками и специальными звуковыми
сигналами.
Обязанности пассажиров. Знакомство с понятием «маршрутное транспортное средство»,
«остановка». Правила ожидания общественного транспорта. Безопасность пассажиров при
посадке и высадке из транспорта. Правила поведения пассажиров в общественном
транспорте и индивидуальных транспортных средствах.
Практика
Моделирование и обсуждение различных дорожных ситуаций на макете. Викторина
«Знатоки ПДД».
Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения пассажиров. Составление
памятки «Обязанности участников дорожного движения».
Контроль
Знания об обязанностях участников дорожного движения.
Умения моделировать дорожные ситуации с обсуждением о правильном и неправильном
поведении УДД.
Обязанности пешеходов. Опасности, подстерегающие пешеходов на тротуаре. Алгоритм
перехода проезжей части. Поведение пешеходов при приближении транспортного
средства с включенными проблесковыми маячками и специальными звуковыми
сигналами.
Обязанности пассажиров. Знакомство с понятием «маршрутное транспортное средство»,
«остановка». Правила ожидания общественного транспорта. Безопасность пассажиров при
посадке и высадке из транспорта. Правила поведения пассажиров в общественном
транспорте и индивидуальных транспортных средствах.
Практика
Моделирование и обсуждение различных дорожных ситуаций на макете. Викторина
«Знатоки ПДД».
Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения пассажиров. Составление
памятки «Обязанности участников дорожного движения».
Контроль
Знания об обязанностях участников дорожного движения.
Умения моделировать дорожные ситуации с обсуждением о правильном и неправильном
поведении УДД.
Тема № 4. Мой безопасный маршрут в школу и домой.
Теория
Особенности дорожного движения в микрорайоне школы (виды перекрестков, наличие и
виды пешеходных переходов, светофоров, дорожных знаков).
Дорожные ловушки, которые могут встретиться на пути пешехода. Обсуждение
безопасного маршрута в школу и домой.
Практика
Опасные места для движения пешеходов в микрорайоне (моделирование на макетах).
Составление схемы безопасного маршрута движения в школу и домой.
Контроль
Знания о безопасном маршруте от дома до школы и обратно.
Умения составлять схему маршрута с указанием опасных мест для движения.
Тема 5. Скрытые опасности на дороге.
Теория
«Дорожные ловушки». Ситуации «обманчивой» безопасности: остановка, велосипед,
пропускают, светофор, арки и выезды из дворов, медленно движущаяся машина, стоящий
автомобиль, световозвращающие элементы.
Практика
Задания и игры на развитие внимания: «Что изменилось на дороге?», «Найди
нарушителя».
Контроль
Знания о ситуациях «обманчивой» безопасности.
Умения предвидеть опасность посредством игр на внимание.
Тема 6. Виды транспорта.
Теория
История возникновения различных видов транспорта. Виды транспорта (наземный,
подземный, водный, воздушный, специальный).
Удивительные автомобили со всего мира. Современный транспорт на улицах города.
Практика
Интеллектуально-познавательная игра-викторина «Колесо истории». Рисование на тему
«Транспорт будущего».
Контроль
Знания о видах транспорта.
Умения отвечать на вопросы интеллектуальной викторины.
Тема № 7. Основные причины ДТП с участием детей.
Теория
Знакомство с понятием «дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Основные причины
дорожно-транспортных происшествий с участием детей:
•
переход
дороги
в
неустановленном месте перед близкоидущим
транспортом;
•
неожиданный выход на проезжую часть;
•
переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
•
езда на велосипеде, самокате (электросамокате), роликовых коньках по проезжей
части;
•
игры на проезжей части и около неё.
Обсуждение ДТП, произошедших по вине детей (сводка ГИБДД, просмотр видеороликов
ДТП с участием детей).
Практика
Викторина «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде!».
Составление памятки для пешеходов «7 простых шагов к безопасности пешеходов».
Контроль
Знания о ДТП с участием детей и их причинах. Умения составлять памятки для
пешеходов.
Тема № 8 Регулирование дорожного движения.
Теория
Дорожная разметка, светофоры, группы дорожных знаков, регулировщик. Назначение и
виды дорожной разметки (горизонтальная, вертикальная). Как разметка регулирует
движение транспорта и пешеходов. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика
Моделирование дорожных ситуаций на макете.
Обучающие игры: «Запрещается-разрешается», «Сигналы светофора и регулировщика»,
«Найди пару».
Контроль
Знания о средствах регулирования дорожного движения. Умения моделировать дорожные
ситуации.
Тема № 9. Дорожные знаки.
Теория
История дорожных знаков. Роль дорожных знаков в регулировании движения ТС и
пешеходов. Группы дорожных знаков и их отличительные признаки. Характеристика
групп дорожных знаков.
Дорожные знаки, которые должен знать каждый пешеход: 1.22. «Пешеходный переход»,
1.23. «Дети», 1.25. «Дорожные работы», 3.10. «Движение пешеходов запрещено», 3.17.2.
«Опасность», 4.5.1. «Пешеходная дорожка», 4.5.2. «Пешеходная и велосипедная дорожка
с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)»,
4.5.3. «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец
велопешеходной дорожки с совмещенным движением)», 4.5.4., 4.5.5. «Пешеходная и
велосипедная дорожка с разделением движения», 4.5.6., 4.5.7. «Конец пешеходной и
велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с
разделением движения)», 5.3. «Дорога для автомобилей», 5.16. «Место остановки автобуса
и (или) троллейбуса, 5.17. «Место остановки трамвая», 5.18. «Место остановки легкового
такси», 5.19.1., 5.19.2. «Пешеходный переход», 5.21.
«Жилая зона», 5.22. «Конец жилой зоны», 5.33. «Пешеходная зона», 5.34. «Конец
пешеходной зоны», 6.6. «Подземный пешеходный переход», 6.7. «Надземный
пешеходный переход».
Практика
Игра-викторина «Путешествие в страну дорожных знаков». Изготовление лэпбука
«Дорожные знаки».
Составление памятки «Дорожные знаки, необходимые пешеходу». Рисование на тему
«Дорожный знак будущего».
Контроль
Знания о дорожных знаках и их группах.
Решение ситуационных задач по теме
Тема № 10. Движение по загородной дороге.
Теория
Дорога за городом и её элементы (проезжая часть, обочина, кювет). Сравнение понятий
«тротуар» и «обочина». Особенности движения пешеходов и транспорта по загородной
дороге. Пешеходные переходы. Дорожные знаки, предупреждающие об опасности на
дороге: 1.11.1., 1.11.2. «Опасный поворот», 1.12.1., 1.12.2. «Опасные повороты», 1.15.
«Скользкая дорога», 1.16. «Неровная дорога».
Практика
Рисунок «На загородной дороге». Викторина «Загородная дорога
Контроль
Знания о загородной дороге и ее элементах. Умения отвечать на вопросы викторины.
Тема № 11. Первая помощь при ДТП.
Теория
Автомобильная аптечка. Виды кровотечений. Понятие «кровотечение». Первая помощь
при кровотечении (при капиллярном, венозном, артериальном). Понятие «рана». Раны.
Виды ран. Понятие «ушиб», «вывих», «перелом костей». Ушибы. Вывихи. Переломы.
Оказание первой помощи при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Правила
транспортировки пострадавшего.
Практика
Игра «Собери аптечку». Викторина «Первая помощь». Контроль
Знания об автомобильной аптечке и видах кровотечений. Умения собирать аптечку на
время.
Тема № 12. Внимание! Железная дорога!
Теория
Правила поведения на железной дороге. Опасность хождения по рельсам, насыпи,
запрещение игр вблизи железнодорожных путей. Железнодорожные переезды и знаки,
предупреждающие о приближении к ним: 1.1. «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом».
1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Светофоры на железнодорожном
переезде.
Практика
Ситуационные задачи «Найди нарушителя». Конкурс плакатов «Внимание,
железнодорожный переезд!».
Контроль
Знания о правилах поведения на железной дороге. Умения решать ситуационные задачи.
Тема № 13. Знакомство с СИМ
Теория
Что такое СИМ. Виды средств индивидуальной мобильности. Правила для СИМ.
Практика
Моделирование дорожных ситуаций на магнитно-маркерной доске Игра – викторина
«Средства индивидуальной мобильности»
Контроль
Знания о СИМ.
Умения отвечать на вопросы викторины.
Раздел «Юный инспектор движения»
Тема № 1. Организация отряда ЮИД.
Теория
Знакомство с положениями о юных инспекторах движения. Определение состава и
структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителей. Обсуждение и
утверждение плана работы отряда на год. История и развитие ЮИДовского движения.
Практика
Игра на сплочение «Да-Нет-Не знаю». Деловая игра «Копилка идей».
Игра-викторина «Что же должен знать настоящий ЮИДовец?».
Контроль
Умения определить состав и структуру отряда.
Тема № 2. Пропаганда ПДД
Теория
Разработка сценария.
Практика
Репетиция.Выступление.
Контроль
Умения составлять сценарий и разработки.
Тема № 3
Подготовка к олимпиаде по ПДД
Теория
Знакомство с положением.
Практика
Подготовка к олимпиаде, решение тестов, ситуационных задач.
Контроль
Умения решать тесты, задачи по ПДД.
Тема № 4. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
Практика
Знакомство с положением. Повторение ранее изученного материала: Обязанности
участников дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика. Проезд
перекрестков. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Дорожные знаки.
Фигурное вождение велосипеда. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде:
«змейка», «восьмерка»,
«круг», «слалом», «прицельное торможение», «узор из конусов». Работа со схемой
«Автогородок». Работа с планшетом «Безопасный путь домой».
Контроль
Умения работать со схемами и отрабатывать навыки вождения на велосипеде.
Тема № 5.. «Внимание, дети!»
Практика.
Разработка и изготовление буклетов, листовок на темы: «Внимание, пешеход!», «Письмо
водителю», «Правила поведения пассажиров», «Велосипедист – водитель». Выставка
буклетов.
Контроль
Наблюдение за практической деятельностью.
Раздел «Аттестация»
Практика
Контрольные вопросы и тестовые задания на знание ПДД за год обучения.
Контроль
Умения отвечать на вопросы и выполнять задания по изученному материалу.
2 год обучения
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Раздел «Основы безопасности
дорожного движения»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
6
Форма
контроля
9
1
11
-
Обсуждение
2
2
1
1
1
1
Опрос
Обсуждение
2
1
1
Блиц - опрос
2
1
1
Викторина
2
1
1
Обсуждение
4
2
2
Наблюдение
5
1
4
Наблюдение
14
2
12
3
-
3
Наблюдение
Подготовка к олимпиаде по
ПДД
Подготовка к конкурсу
«Безопасное колесо»
4
-
4
Наблюдение
6
2
4
Наблюдение
Акция «Внимание, дети!»
1
1
Наблюдение
Раздел «Аттестация»
Всего:
2
36
Оказание первой помощи
пострадавшим
Раздел «Юный инспектор
движения»
Посвящение в пешеходы
1.
3.
Из них
Теория Практика
20
1
Я – пешеход, Я – водитель, Я пассажир
Дорога и её элементы
Расположение ТС на
дороге
Тормозной и
остановочный путь
Дорожные ловушки
Дорожные знаки:
отличительные черты и
назначение.
Проезд перекрёстков
8.
2.
Всего
часов
1
12
1
24
Содержание 2 года обучения
Раздел «Основы безопасности дорожного движения»
Тема 1. Я – пешеход. Я – водитель. Я – пассажир.
Теория
Понятие «Участник дорожного движения»», «пешеход». Обязанности пешеходов.
Опасности, подстерегающие пешеходов на тротуаре. Алгоритм перехода проезжей части.
Поведение пешеходов при приближении транспортного средства с включенными
проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами. Движение пешеходов
по загородной дороге. Движение пешеходов в колоннах.
Понятие «водитель», «велосипедист», «транспортное средство», «велосипед», «мопед».
Обязанности водителей. Возрастные особенности движения велосипедистов: до 7 лет, от
7 до 14 лет. От 14 лет. Дополнительные требования к движению велосипедистов и
водителей мопедов. Поведение водителей при приближении транспортного средства с
включенными проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами.
Движение велосипедистов по загородной дороге. Движение велосипедистов в колоннах.
Понятие «пассажир». Обязанности пассажиров. Знакомство с понятием «маршрутное
транспортное средство», «остановка». Правила ожидания общественного транспорта.
Безопасность пассажиров при посадке и высадке из транспорта. Правила поведения
пассажиров в общественном транспорте и индивидуальных транспортных средствах.
Практика
Моделирование и обсуждение различных дорожных ситуаций на макете.
Контроль
Знания правил для пешеходов.
Умения моделировать дорожные ситуации.
Тема 2. Дорога и её элементы.
Теория
Знакомство с терминами «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «обочина»,
«разделительная полоса». Рассмотрение дорог города, нахождение элементов дороги на
примере улиц города. Правила движения для ТС и пешеходов по проезжей части,
тротуару и обочине. Понятие дорожной разметки и ее назначение.
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина. Правила перехода дороги с
односторонним и двусторонним движением. Правила перехода дороги с многополосным
движением и дороги без разделительной полосы.
Практика
Обучающая игра «Ходи по улицам с умом», «Найди нарушителя».
Контроль
Знания о дороге и ее элементах.
Умения определять нарушителей на дороге.
Тема 3. Расположение ТС на дороге.
Теория
Определение количества полос движения на проезжей части. Расположение ТС на дорогах
с двусторонним движением. Расположение ТС на дорогах, максимальная скорость
движения которых не превышает 40 км/ч. Движение ТС по дорогам с трамвайными
путями. Выезд на дорогу с реверсивным движением.
Практика
Работа с макетом, моделирование дорожных ситуаций.
Контроль
Знания о расположении ТС на дороге.
Умения моделировать дорожные ситуации на макете.
Тема 4. Тормозной и остановочный путь.
Теория
Знакомство с терминами «тормозной путь», «тормозной путь».
Влияние погодных условий на эффективность торможения и длину остановочного пути.
Факторы, влияющие на процесс торможения. Способы определения безопасного перехода
на наземном пешеходном переходе.
Практика
Эксперимент «Остановись вовремя». Игра «Глазомер».
Контроль
Знания о тормозном и остановочном путях.
Умения тренировать реакцию посредством игры и эксперимента.
Тема 5. Дорожные ловушки.
Теория
Знакомство с термином «дорожные ловушки». Ситуации «обманчивой» безопасности:
остановка, велосипед, пропускают, светофор, арки и выезды из дворов, медленно
движущаяся машина, стоящий автомобиль, световозвращающие элементы.
Практика
Задания и игры на развитие внимания: «Что изменилось на дороге?», «Найди
нарушителя».
Контроль
Знания о «дорожных ловушках».
Умения выполнять задания на развитие внимания.
Тема 6. Дорожные знаки: отличительные черты и назначение.
Теория
Группы дорожных знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие,
предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса, знаки
дополнительной информации. Их отличительные черты и назначения. Особенности
установки. Зоны действия знаков.
Практика
Игра-викторина «Путешествие в страну дорожных знаков». Изготовление лэпбука
«Дорожные знаки».
Составление памятки «Дорожные знаки, необходимые пешеходу».
Контроль
Знания о дорожных знаках, их группах, отличительных черт и назначений.
Умения отвечать на вопросы интеллектуальной викторины.
Тема 7. Проезд перекрёстков.
Теория
Понятие «перекресток». Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Алгоритм
движения по регулируемым перекресткам. Что означает желтый мигающий сигнал
светофора. Проезд перекрёстков разными видами ТС. Очерёдность проезда перекрёстков.
Практика
Работа с ситуационными картинками по очерёдности проезда перекрёстка.
Контроль
Знания о перекрестках и их видах.
Умения работать с задачами на очередность проезда перекрестка.
Тема 8. Оказание первой помощи пострадавшим.
Теория
Виды кровотечений. Понятие «кровотечение». Первая помощь при кровотечении (при
капиллярном, венозном, артериальном). Понятие «рана». Раны. Виды ран.
Понятие «ушиб», «вывих», «перелом костей». Ушибы. Вывихи. Переломы. Оказание
первой помощи при ранениях, ушибах, вывихах, переломах.
Понятие «пневмоторакс». Оказание первой помощи при пневмотораксе. Правила
транспортировки пострадавшего. Перевязки пострадавших.
Практика
Работа с ситуационными карточками. Отработка перевязок.
Контроль
Знания о видах кровотечений и первой помощи.
Умения отрабатывать наложение повязок для оказания первой помощи пострадавшим.
Раздел «Юный инспектор движения»
Тема 1. Посвящение в пешеходы.
Теория
Написание сценария. Распределение ролей.
Практика
Подготовка сценария для мероприятия. Разработка игр и викторин, направленных на
профилактику дорожно-транспортного травматизма и получение знаний о правилах для
пешеходов. Разработка и изготовление костюмов для проведения мероприятий.
Проведение игр, сценок, викторин по ПДД.
Контроль
Умения разработать и провести сценарий, игру, викторину.
Тема 2. Подготовка к олимпиаде по ПДД
Практика
Знакомство с положением. Подготовка практического материала для выполнения заданий
по Правилам дорожного движения (п.1, п. 3, п.4,5, п.6 ПДД, п.24, дорожные знаки для
пешеходов и велосипедистов, дорожная разметка, история транспорта, ПДД, ГИБДД,
ЮИДовского движения, световозвращающие элементы, ребусы, загадки и задачи,
кроссворды по ПДД). Отработка навыков оказания первой помощи при ДТП, а также
подготовка практического материала для выполнения заданий по следующим темам: виды
кровотечений, переломы, вывихи, ушибы, раны, растяжения, обморок, транспортировка
пострадавших, шок, травмы живота, травма грудной клетки. Техника наложения повязок.
Контроль
Умения решать задачи, тесты по ПДД и ПП.
Тема 3. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
Практика
Знакомство с положением о районном конкурсе «Безопасное колесо». Повторение ранее
изученного материала: Обязанности участников дорожного движения. Сигналы светофора
и регулировщика. Проезд перекрестков. Дополнительные требования к движению
велосипедистов. Дорожные знаки. Оказание первой помощи при ДТП. Фигурное
вождение. Проработка маршрута следования на этапе автогородок. Работа с планшетом
«Безопасный маршрут».
Контроль
Демонстрация навыков фигурного вождения на велосипеде. Умения следовать
маршруту, не нарушая ПДД.
Тема № 4. «Внимание, дети!»
Практика.
Разработка и изготовление буклетов, листовок на темы: «Внимание, пешеход!», «Письмо
водителю», «Правила поведения пассажиров», «Велосипедист – водитель». Выставка
буклетов.
Контроль
Наблюдение за практической деятельностью.
Раздел «Аттестация»
Практика
Контрольные вопросы и тестовые задания на знание ПДД за 2 год обучения.
Контроль
Умения отвечать на вопросы и выполнять задания по изученному материалу.
КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год
обучен
ия
1 год
Дата
начала
занятий
01.09.2025
Дата
окончания
занятий
29.05.2026
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных
дней
36
2 год
01.09.2026
31.05.2027
36
36
Количество Режим
учебных
занятий
часов
36
1 раз в
неделю по
1 час
36
1 раз в
неделю по
1 час
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- плакаты по ПДД;
- интернет;
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений
- методические пособия для изучения ПДД по программе
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Требования к педагогу дополнительного образования:
- высокий уровень профессионализма;
- высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;
- владение современными педагогическими технологиями;
- владение педагогической этикой;
- знание психолого-педагогических основ развития творческого и логического мышления
учащихся.
Функции педагога дополнительного образования в реализации учебной деятельности:
создание условий для организации творческой деятельности учащихся.
Список литературы
ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Государственный образовательный стандарт
2. Учебный план и учебные программы школы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
6. Газета «Добрая Дорога Детства».
7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных
учреждений. Москва, 2007.
8. Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим»,
2007.
9. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие.
Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
10. Тесты по ПДД для обучающихся старших классов. Москва «Центр Пропаганды»,
2007.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТЛТД, 1997г.
3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для обучающихся
начальной школы, 1997
5. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
6. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
7. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
8. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие
для учителей М.: Просвещение, 1981.