Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению в пределах осваиваемой образовательной программы

Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 31.08.2023

Согласовано на
заседании Совета школы
протокол № 1
от 31.08.2023

Утверждаю
директор МБОУ СОШ
р.п.Сосновоборск
О. В. Столярова
Приказ № 160 -1 от
31.08.2023

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренному обучению в пределах осваиваемой образовательной
программы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школы № 3 рабочего
поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области
1. Общие положения
1.1.
Настоящий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в
том числе ускоренному обучению в пределах осваиваемой образовательной
программы (далее - Порядок)в МБОУ СОШ № 3 р.п.Сосновоборск (далее - ОО )
разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями),
Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
последующими изменениями), Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №287
«Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего
образования» (с последующими изменениями), приказом Минобрнауки России от
17.05.2012г. № 412 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
среднего общего образования» (с последующими изменениями), Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, Уставом ОО и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующие
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2.
Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) разрабатывается
в целях обеспечения освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
1.3.
ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план
рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся.
1.4. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется для:
• обучающихся, с особыми способностями, потребностями и интересами с
учетом мнения родителей (законных представителей);

• обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке;
• обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность
с момента ее образования (по усмотрению родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося);
• обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
в том числе обучающихся на дому;
• обучающихся, которым произведен зачет результатов освоения учебных
предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей),
практики,
дополнительных
образовательных
программ
в
других
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность;
• обучающихся, прибывающих с территории иностранных государств;
• в иных случаях.
2. Порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана
2.1.
ИУП разрабатывается на основе утвержденной основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов,
санитарных норм и правил.
2.2.
Организация обучения по ИУП во всех случаях, за исключением
перевода на обучение по индивидуальному учебному плану в случае зачета
результатов
пройденного
обучения,
осуществляется
по
заявлению
совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося.
2.3.
В заявлении указывается срок, на который обучающемуся
предоставляется ИУП.
2.4.
ИУП разрабатывается заместителем директора по учебной работе на
основе утвержденной основной образовательной программы соответствующего
уровня общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов, санитарных норм и правил и утверждается приказом
директора не позднее 15 рабочих дней с даты принятия заявления об организации
обучения по индивидуальному учебному плану.
2.5.
Утвержденный ИУП и расписание занятий доводятся до сведения
обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося под подпись.
2.6.
При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП
могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.7.
Реализация ИУП на уровнях начального и основного общего
образования может сопровождаться поддержкой тьютора.
2.8.
ИУП для обучающихся, имеющих академическую задолженность,
предусматривает меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам,
по которым данная задолженность не была ликвидирована.
2.9.
Необходимой документацией ОО при организации обучения
по индивидуальному учебному плану является:

- заявление обучающегося, родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося;
- индивидуальный учебный план;
- расписание занятий, письменно согласованное с обучающимся, родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося
и
утвержденное директором ОО;
- решения Педагогического совета ОО (о переводе на обучение по ИУП, об
академической задолженности, о допуске к государственной итоговой аттестации и
пр.)
- распорядительные акты, издание которых обусловлено настоящим
Положением.
3. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся при организации
обучения по ИУП
3.1.
ИУП на уровнях начального и основного общего образования
разрабатывается с учетом мнения родителей (законных представителей).
3.2.
Обучающиеся по ИУП, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся обладают всеми академическими правами,
предусмотренными законодательством.
3.3.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную
программу, выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы.
3.4.
При реализации ОО ИУП родители (законные представители)
несовершеннолетнего обучающегося обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов,
которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации
образовательных
отношений
между образовательной
организацией
и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления
возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; иных локальных
актов ОО;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников ОО.
4. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая
аттестация обучающихся, переведенных на обучение по ИУП
4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляются
в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся.
4.2.
Государственная
итоговая
аттестация
обучающихся
по образовательным программам основного общего образования, переведенных на

обучение по ИУП,
законодательством.

осуществляется

в

соответствии

с

действующим

5. Особенности организации ускоренного обучения
5.1 . Ускоренное обучение может быть организовано при:
- реализации образовательных программ в интересах обучающихся
с целью их реабилитации и социальной адаптации;
-желании
обучающегося,
имеющего
выдающиеся
способности,
освоитьучебный материалв более короткие сроки.
5.2. Установление наличия выдающихся способностей осуществляется:
- по результатам промежуточной аттестации обучающихся,
- по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад
школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере общего образования,
- по результатам олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих
конкурсов,
физкультурных
мероприятий
и
спортивных
мероприятий,
направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных
и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой
и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности,
творческой
деятельности,
физкультурно-спортивной
деятельности,
на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
5.3. Ускоренное обучение осуществляется посредством:
- зачета результатов освоения обучающимся учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность;
- изменения объема часов на изучение отдельных предметов.
5.4. При организации ускоренного обучения разрабатывается индивидуальный
учебный план в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Прием на
ускоренное обучение не допускается.
6. Перевод на обучение по ИУП в случае зачета результатов
обучающегося
6.1. Обучающийся, которому произведен зачет образовательных результатов,
в
обязательном
порядке
переводится
на
обучение
по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение.
6.2. Переход на обучение по индивидуальному учебному плану утверждается
приказом директора после проведения зачета результатов.
6.3. ОО уведомляет обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося о переходе на обучение по индивидуальному
учебному плану в течение двух рабочих дней с даты издания приказа директора,
указанного в пункте 6.2. Порядка.
6.4. При составлении ИУП в него не включаются учебные предметы,
по которым произведен зачет.

7. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования
7.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о
высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими
современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной
жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационнокоммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей
индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных
учебных планов.
7.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего
образования предусматривает:
• учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
7.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы
(учебные модули):
• Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение);
• Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык и (или)
государственный язык республики российской федерации, Литературное
чтение на родном языке);
• Иностранный язык (Иностранный язык);
• Математика и информатика (Математика);
• Обществознание и естествознание («Окружающий мир») (Окружающий
мир);
• Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных
культур и светской этики: «основы православной культуры», «основы
иудейской культуры», «основы буддийской культуры», «основы исламской
культуры», «основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики»);
• Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
• Технология (Технология);
• Физическая культура (Физическая культура).
7.4. Для образовательных организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков
народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
7.5. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России»,

«Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
7.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2954 часов и более 3345 часов.
7.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по
индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования
может быть сокращен.
8. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
8.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального
развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов
с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений,
направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы
следующего уровня образования и (или) направленности.
8.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план может
предусматривать:
• увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
• введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательной деятельности, в том
числе этнокультурные;
• организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся.
8.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
•
•

Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
Родной язык и родная литература (Родной язык и (или) государственный
язык республики Российской Федерации, Родная литература);
• Иностранные языки (Иностранный язык, второй иностранный язык);
• Математика и информатика (Математика, Информатика);
• Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
• Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия);
• Основы духовно-нравственной культуры народов России;
• Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
• Технология (Технология);
• Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности).
8.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и
информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика».

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы по
индивидуальному плану основного общего образования по учебному предмету
«Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает
результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика».
8.5. Учебный предмет «История» предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и
«Всеобщая история».
8.6. Для образовательных организаций, в которых языком образования
является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей школы и по
заявлению
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
8.7. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при
наличии в школе необходимых условий.
8.8. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного
из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.
8.9. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058
часов и более 5848 часов.
8.10. Нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования составляет не более 5 лет. Для обучающихся с ОВЗ при
обучении по адаптированным программам основного общего образования,
независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения
основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до 6 лет.
8.11. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок
получения основного общего образования может быть сокращен.
9. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего
образования
9.1.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность
предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных
учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на
уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне),
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, а также
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей

обучения (естественно-научный,
технологический, универсальный).

гуманитарный,

социально-экономический,

9.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или)
индивидуальный учебный план обучающегося должны содержать не менее 13
учебных предметов.
9.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен
содержать не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из
соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней
предметной области.
9.4. Условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечивать для участников образовательных отношений возможность
самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных
планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
9.5. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план
являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Родной язык и (или)
государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература»,
«Иностранный
язык»,
«Второй
иностранный
язык»,
«Математика»,
«Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика, «Химия»,
«Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
9.6. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной
организацией в соответствии со спецификой и возможностями организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
9.7. Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах
СОО предусматривают:
• замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет
«Адаптивная физическая культура».
• включение во внеурочную деятельность занятий по Программе
коррекционной работы.
9.8. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
9.9. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее
2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).
9.10. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое
уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего
образования составляет не более 1 года.

10. Контроль исполнения и порядок управления реализацией
индивидуального учебного плана
10.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением
общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по
индивидуальному плану.
10.2. В компетенцию администрации образовательной организации входит:
• разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному
учебному плану;
• обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения;
• контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения
занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по
индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в месяц.
10.3. При организации обучения по индивидуальному учебному плану
образовательная организация имеет следующие документы:
• заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
• решение Педагогического совета образовательной организации;
• приказ директора образовательной организации о переводе обучающегося на
обучение по индивидуальному учебному плану;
• расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями
(законными представителями) образовательных организаций и утвержденное
директором школы; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/1902
• журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
11. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
11.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом
осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального
задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
11.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов
обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности.

12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному
учебному плану является локальным нормативным актом, согласовывается с
Родительским комитетом и Советом обучающихся, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
12.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1.
настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Оператор ЭДО ООО "Компания "Тензор"
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА СОСНОВОБОРСК СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Столярова Ольга Владимировна, ИСПОЛНЯЮЩИЙ
ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА

18.09.23 16:41 (MSK)

Сертификат 00EE4A0E6E80F8BA463656F8A5402DC36C


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».