2. Цели и задачи наставничества. Функции образовательной организации в области внедрения целевой модели наставничества 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 14 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Задачами наставничества являются: - улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; - раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; - обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; - формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; - ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; - сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в образовательной организации и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; - создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; - выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; - формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.2. Внедрение целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает осуществление следующих функций: - реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; - ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; - назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в образовательной организации; - привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; - инфраструктурное (в том числе материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества; - осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности образовательной организации; - предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в образовательной организации; - проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; - обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в образовательной организации; - обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества образовательной организации. 3.2. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: реализуемые в образовательной организации формы наставничества («ученикученик» («студент-студент»); «учитель-учитель»; «студент-ученик»; «работодательученик»; «работодатель-студент»); Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы. « Форма наставничества ученик-ученик“ («студент-студент») предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее лишенное строгой субординации влияние на наставляемого. Форма наставничества ”учитель - учитель“ предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Форма наставничества ”студент - ученик“ предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и профессионального учреждений, при котором студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает тому с профессиональным и личностным самоопределением, способствует индивидуальному наполнению и коррекции образовательной траектории. При реализации наставничества по форме ”работодатель - ученик“ основной упор делается на активизацию профессионального и личностного потенциала обучающегося старшего подросткового возраста, усиление его мотивации к учебе и самореализации. При реализации наставничества по форме ”работодатель - студент“ основной упор делается на активизацию профессионального и личностного потенциала обучающегося старшего подросткового возраста, усиление его мотивации к профессиональной учебе и самореализации. - типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели; 3.3. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, представители сообществ выпускников образовательной организации, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявившие готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательных отношений: - обучающиеся в возрасте от 14 лет, изъявившие желание в назначении наставника; - студенты, изъявившие желание в назначении наставника; -педагогические работники, вновь принятые на работу в образовательную организацию; - педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель образовательной организации, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в образовательной организации. 3.5. Общими и обязательными критериями для отбора и выдвижения для всех категорий наставников и куратора образовательной организации являются: - наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ); - авторитетность в среде коллег и обучающихся; - высокий уровень развития ключевых компетенций: - способность развивать других. - способность выстраивать отношения с окружающими, - ответственность, - нацеленность на результат, - умение мотивировать и вдохновлять других, - способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Для организации работы по отбору используются критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых. Наставник выбирается из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников. Для выяснения уровня психологической готовности проводится собеседование с отобранными наставниками. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.7. Замена наставника производится приказом руководителя образовательной организации, основанием могут выступать следующие обстоятельства: - прекращение наставником трудовых отношений с образовательной организацией; - систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; - привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; - обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8 Реализация программы наставничества в образовательных организациях осуществляется поэтапно. 4. Права и обязанности куратора 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: - формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта ежегодной Программы наставничества; - организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; - подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю образовательной организации; - оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; - мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества; - оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора; - своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам отдела образования; - получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; - анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в образовательной деятельности и участие в его распространении. 4.2.Куратор имеет право: - запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; - организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); - вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы образовательной организации, сопровождающие наставническую деятельность; - инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в образовательной деятельности; - принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; - вносить на рассмотрение руководству образовательной организации предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; - на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества. Куратор назначается решением руководителя образовательной организации. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник обязан: - помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; - в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; - выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; - передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; - своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; - личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; - принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в образовательной организации, в том числе в рамках «Школы наставников»; - в случае если он не является сотрудником образовательной организации, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: - привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в образовательной организации, в том числе с деятельностью наставляемого; - выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; - требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; - в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; - принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; - обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; - обращаться к руководителю образовательной организации с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 5.3 Механизмами мотивации и поощрения наставника являются: - организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; - проведение конкурсов профессионального мастерства; - поддержка системы наставничества через СМИ, создание специальной рубрики в социальных сетях или интернет-издании; - участие руководителей всех уровней в программах наставничества и др. Решение о поощрении наставников может быть принято по результатам участия в ежегодных конкурсах (премии) на лучшего наставника (награда почетной грамотой, почетным званием “ Лучший наставник“, нагрудным знаком и др.). Виды и размер материальных поощрений наставников устанавливается иными локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый обязан: - выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; - совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; - выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; - отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); - сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; - проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; - принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества образовательной организации. 6.2. Наставляемый имеет право: - пользоваться имеющейся в образовательной организации нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; - в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; - принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; - при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в образовательной организации . 7. Мотивация участников наставнической деятельности 7.1. Участники системы наставничества в образовательной организации, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя к следующим видам поощрений: - публичное признание значимости их работы, объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; - размещение информации на сайте и страницах образовательной организации, в социальных сетях; - благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; - обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 7.2. Руководство образовательной организации также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в образовательной организации через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания). 7.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат образовательной организации. 8. Критерии эффективности работы наставника 8.1. В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации разрабатываются критерии, учитывающие: - степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности; - уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности; - заинтересованность и включенность родителей (законных представителей) в реализацию Программы наставничества; - уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) наставнической деятельностью и успехами их ребенка. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества 9.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в образовательной организации направлена на: - изучение (оценку) качества реализованных в образовательной организации Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа; - выявление соответствия условий организации Программ наставничества в образовательной организации требованиям и принципам Целевой модели. 9.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно). 9.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в образовательной организации. 9.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в образовательной организации на сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация: - реестр наставников; - портфолио наставников; - перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества образовательной организации; - анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 10. Прочие положения 10.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения соответствующим Приказом и действует до его отмены либо до момента введения в действия нового положения. 10.2. Все изменения и дополнения к настоящему Положению должны быть внесены соответствующимПриказом. Приложение 1 . Примерная форма базы наставляемых ФИО настав ляемог О Год Контактные Дата Основн данные для рождени ой вхождения связи в запрос (данные наставля наставл программу представител емого яемого я) Результ ФИО Форма Место дата Ссылка на Отметк наставн настав работы заверш кейс/отзыв програм наставляемого. прохож ика ни ч [учебы ения мы ест ва настав програ размещенные деНИИ ника на сайте програ организации 2. Примерная форма базы наставников Ф Конта Место Основны Важн Инте ые И ктные работы/ е ресы О данн компетен для наста наставн ЦИИ прогр вник ые ика наставни аммы а для дости ка связи жени я наста вника Ресурс дата ФИ Форма Место времени вхожден О настав работ на нас ничест ы/учеб программ програм тав ы ва ляе настав настав му ЛЯС*МОГ мог ляемы наставнич О ества Желае мый возрас ста вля ем Да та зав ер ше Результаты Ссыл программы ка на кейс/о ВЫВ наста НИЯ вника. про разме гра щенн мм ые на ы сайте орган изаци и 3. Примерная форма дорожной карты внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации Сроки Ответственные Мероприятие Информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации программы наставничества Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества Встреча с сообществом выпускников и/или представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества Встреча с обучающимися образовательной организации информированием о реализуемой программе наставничества с Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) Поиск экспертов и материалов для проведение обучения наставников Обучение наставников Организация групповой встречи наставников и наставляемых Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым Регулярные встречи наставника и наставляемого Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров, представителей администрации муниципалитета, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых Приложение 2 Анкета куратора Количественный анализ программы наставничества Изучаемый параметр 1. Количество учеников, посещающих творческие кружки, объединения, спортивные секции 2. Количество успешно реализованных образовательных и культурных проектов 3. Число подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах Показатель до реализации программы (х) Показатель после реализации программы (у) результатов Разница Значение в процентах 4. Количество жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы 5. Число собственных педагогических профессиональных работ молодого специалиста: статей, исследований, методических практик 6. Количество учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников 7. Число студентов, поступающих на охваченные наставнической практикой факультеты и направления 8. Количество мероприятий профориентационного, мотивационного и практического характера 9. Процент учеников, прошедших профессиональные и компетентностные тесты 10. Количество успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия) 11. Количество планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников профессиональных образовательных организаций (П00) Оценка программы наставничества