Положение о наставничестве

2. Цели и задачи наставничества. Функции образовательной организации
в области внедрения целевой модели наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от
14 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) в
их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций,
необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной
деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся,
поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и
работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при
выполнении должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на
работу, закрепление педагогических кадров в образовательной организации и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
- создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности,
участвующих в наставнической деятельности;
- выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных
качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности,
сознательного отношения к индивидуальному развитию;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в образовательной организации
предполагает осуществление следующих функций:
- реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества;
- ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
- назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в
образовательной организации;
- привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
- инфраструктурное (в том числе материально-техническое, информационнометодическое)
обеспечение наставничества;
- осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в наставнической деятельности образовательной организации;
- предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы
наставничества в образовательной организации;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;

- обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в
образовательной организации;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества,
в формате непрерывного образования.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1.
Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества
образовательной организации.
3.2.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:
реализуемые в образовательной организации формы наставничества («ученикученик» («студент-студент»); «учитель-учитель»; «студент-ученик»; «работодательученик»; «работодатель-студент»);
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и
проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с
учетом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых
запросов участников программы.
«
Форма
наставничества
ученик-ученик“
(«студент-студент»)
предполагает
взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из
обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не
менее лишенное строгой субординации влияние на наставляемого.
Форма наставничества ”учитель - учитель“ предполагает взаимодействие молодого
педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы)
с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
Форма наставничества ”студент - ученик“ предполагает взаимодействие обучающихся
общеобразовательного и профессионального учреждений, при котором студент оказывает
весомое влияние на наставляемого, помогает тому с профессиональным и личностным
самоопределением,
способствует
индивидуальному
наполнению
и
коррекции
образовательной траектории.
При реализации наставничества по форме ”работодатель - ученик“ основной упор
делается на активизацию профессионального и личностного потенциала обучающегося
старшего подросткового возраста, усиление его мотивации к учебе и самореализации.
При реализации наставничества по форме ”работодатель - студент“ основной упор
делается на активизацию профессионального и личностного потенциала обучающегося
старшего подросткового возраста, усиление его мотивации к профессиональной учебе и
самореализации.
- типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника
(далее индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых
наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные
планы с учетом выбранной ролевой модели;
3.3. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации,
представители сообществ выпускников образовательной организации, родители
обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка в рамках данной
целевой модели), педагоги и иные должностные лица образовательной организации,
сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявившие готовность
принять участие в реализации целевой модели наставничества.

3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий
участников
образовательных отношений:
- обучающиеся в возрасте от 14 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
- студенты, изъявившие желание в назначении наставника;
-педагогические работники, вновь принятые на работу в образовательную организацию;
- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет
руководитель образовательной организации, куратор наставнической деятельности и
наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в
образовательной организации.
3.5. Общими и обязательными критериями для отбора и выдвижения для всех категорий
наставников и куратора образовательной организации являются:
- наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его
выдвижения администрацией или коллективом );
- авторитетность в среде коллег и обучающихся;
- высокий уровень развития ключевых компетенций:
- способность развивать других.
- способность выстраивать отношения с окружающими,
- ответственность,
- нацеленность на результат,
- умение мотивировать и вдохновлять других,
- способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Для организации работы по отбору используются критерии отбора в соответствии с
запросами наставляемых. Наставник выбирается из сформированной базы подходящих под
эти критерии наставников.
Для выяснения уровня психологической готовности проводится собеседование с
отобранными наставниками.
Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более календарного года) в зависимости от планируемых
результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.7.
Замена наставника производится приказом руководителя образовательной
организации, основанием могут выступать следующие обстоятельства:
- прекращение наставником трудовых отношений с образовательной организацией;
- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.8 Реализация программы наставничества в образовательных организациях
осуществляется поэтапно.
4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:

- формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта
ежегодной Программы наставничества;
- организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и
представление их на утверждение руководителю образовательной организации;
- оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
- мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества;
- оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора;
- своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по
запросам отдела образования;
- получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных
результатов;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в образовательной деятельности и участие в его распространении.
4.2.Куратор имеет право:
- запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и
информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической
деятельности;
- организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
- вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы образовательной
организации, сопровождающие наставническую деятельность;
- инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в
образовательной деятельности;
- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
- вносить на рассмотрение руководству образовательной организации предложения о
поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия
наставнических пар;
- на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
Куратор назначается решением руководителя образовательной организации.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
- помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно
и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать
фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
- в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий Индивидуального плана;
- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. оказывать наставляемому
помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
- своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;

- личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;
- принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в образовательной
организации, в том числе в рамках «Школы наставников»;
- в случае если он не является сотрудником образовательной организации, предоставить
справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые
для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
Программы наставничества;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в образовательной
организации, в том числе с деятельностью наставляемого;
- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом;
- требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
- в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;
- принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
- обращаться к руководителю образовательной организации с мотивированным
заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или
успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.
5.3 Механизмами мотивации и поощрения наставника являются:
- организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- проведение конкурсов профессионального мастерства;
- поддержка системы наставничества через СМИ, создание специальной рубрики в
социальных сетях или интернет-издании;
- участие руководителей всех уровней в программах наставничества и др.
Решение о поощрении наставников может быть принято по результатам участия в
ежегодных конкурсах (премии) на лучшего наставника (награда почетной грамотой,
почетным званием “ Лучший наставник“, нагрудным знаком и др.).
Виды и размер материальных поощрений наставников устанавливается иными
локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и
периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
Индивидуального плана;
- совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;

- отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
Индивидуального плана);
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных
пунктов Индивидуального плана;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
- принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества
образовательной организации.
6.2. Наставляемый имеет право:
- пользоваться имеющейся в образовательной организации нормативной,
информационно-аналитической и учебно-методической
документацией,
материалами
и
иными
ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального
плана;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам,
связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
- принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в
образовательной организации
.
7. Мотивация участников наставнической деятельности
7.1.
Участники системы наставничества в образовательной организации, показавшие
высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя к следующим видам
поощрений:
- публичное признание значимости их работы, объявление благодарности, награждение
почетной грамотой и др.;
- размещение информации на сайте и страницах образовательной организации, в
социальных сетях;
- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
- обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими
высокие результаты.
7.2.
Руководство образовательной организации также может оказывать содействие
развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в
образовательной организации через приглашение их к участию в коммуникативных
мероприятиях (конференции, форумы, совещания).
7.3.
Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
образовательной организации.
8. Критерии эффективности работы наставника
8.1.
В части определения эффективности всех участников наставнической
деятельности в образовательной организации разрабатываются критерии,
учитывающие:
- степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
- уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической
деятельности;

- заинтересованность и включенность родителей (законных представителей) в
реализацию Программы наставничества;
- уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) наставнической
деятельностью и успехами их ребенка.
9.

Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества

9.1.
Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в
образовательной организации направлена на:
- изучение (оценку) качества реализованных в образовательной организации Программ
наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп
«наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа;
- выявление соответствия условий организации Программ наставничества в
образовательной организации требованиям и принципам Целевой модели.
9.2.
Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно).
9.3.
Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе
анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической
деятельности в образовательной организации.
9.4.
В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в образовательной
организации на сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация:
- реестр наставников;
- портфолио наставников;
- перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества образовательной организации;
- анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
10. Прочие положения
10.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения
соответствующим Приказом и действует до его отмены либо до момента введения в
действия нового положения.
10.2. Все изменения и дополнения к настоящему Положению должны быть внесены
соответствующимПриказом.

Приложение 1
. Примерная форма базы наставляемых
ФИО
настав
ляемог
О

Год
Контактные
Дата
Основн
данные для рождени ой
вхождения
связи
в
запрос
(данные
наставля наставл программу
представител
емого яемого
я)

Результ
ФИО
Форма Место дата
Ссылка на Отметк
наставн настав работы заверш
кейс/отзыв
програм наставляемого. прохож
ика
ни ч
[учебы ения
мы
ест ва настав програ
размещенные
деНИИ
ника
на
сайте
програ
организации

2. Примерная форма базы наставников
Ф Конта Место Основны Важн Инте
ые
И ктные работы/
е
ресы
О данн
компетен для
наста
наставн
ЦИИ прогр вник
ые
ика
наставни аммы а
для
дости
ка
связи
жени
я
наста
вника

Ресурс
дата
ФИ Форма Место
времени вхожден О настав работ
на
нас ничест ы/учеб
программ програм тав
ы
ва
ляе
настав
настав
му
ЛЯС*МОГ
мог
ляемы наставнич
О
ества
Желае
мый
возрас

ста
вля
ем

Да
та
зав
ер
ше

Результаты Ссыл
программы ка на
кейс/о
ВЫВ
наста
НИЯ
вника.
про
разме
гра
щенн
мм
ые на
ы
сайте
орган
изаци
и

3. Примерная форма дорожной карты внедрения целевой модели
наставничества в образовательной организации
Сроки Ответственные

Мероприятие
Информирование педагогического сообщества образовательной
организации о реализации программы наставничества
Информирование родительского сообщества о планируемой реализации
программы наставничества
Встреча с сообществом выпускников и/или представителями
региональных организаций и предприятий с целью информирования о
реализации программы наставничества
Встреча
с
обучающимися
образовательной
организации
информированием о реализуемой программе наставничества

с

Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих
принять участие в программе наставничества.
Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы
Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых
(обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель,
психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку
персональных данных от законных представителей несовершеннолетних
участников
Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных.
Формирование базы наставляемых
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы
наставничества
Оценка
участников-наставляемых
по
заданным
параметрам,
необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния
программ на всех участников
Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих
принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и
обработку персональных данных
Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление
данных с анкетами наставляемых.
Формирование базы наставников
Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым
для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех
участников
Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с
привлечением психолога)
Поиск экспертов и материалов для проведение обучения наставников
Обучение наставников
Организация групповой встречи наставников и наставляемых
Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого
наставника/наставляемого после завершения групповой встречи
Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и
наставляемых в пары

Информирование
участников
о
сложившихся
парах/группах.
Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной
организации
Проведение первой, организационной, встречи наставника и
наставляемого

Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и
наставляемого

Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках
программы наставничества с наставником и наставляемым
Регулярные встречи наставника и наставляемого

Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого

Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп
наставников и наставляемых

Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной
удовлетворенности участием в программе наставничества

Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы
наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров,
представителей администрации муниципалитета, представителей иных
образовательных организаций и некоммерческих организаций

Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов
программы наставничества и награждения лучших наставников

Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества

Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго,
заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех
участников
Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы
наставничества в кейсы
Публикация
результатов
программы
наставничества,
лучших
наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и
организаций-партнеров
Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу
наставников и базу наставляемых

Приложение 2

Анкета куратора
Количественный
анализ
программы наставничества
Изучаемый параметр

1.
Количество
учеников,
посещающих творческие кружки,
объединения, спортивные секции
2.
Количество
успешно
реализованных образовательных
и культурных проектов
3. Число подростков, состоящих
на
учете
в
полиции
и
психоневрологических
диспансерах

Показатель
до
реализации
программы
(х)

Показатель
после
реализации
программы
(у)

результатов
Разница

Значение в
процентах

4. Количество жалоб от родителей
и
учителей,
связанных
с социальной
незащищенностью и
конфликтами внутри класса и
школы
5.
Число
собственных
педагогических
профессиональных
работ
молодого специалиста: статей,
исследований,
методических
практик
6.
Количество
учеников,
планирующих
стать
наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу
благодарных выпускников
7. Число студентов, поступающих
на охваченные наставнической
практикой факультеты и
направления
8.
Количество
мероприятий
профориентационного,
мотивационного и практического
характера
9. Процент учеников, прошедших
профессиональные
и
компетентностные тесты
10.
Количество
успешно
реализованных и представленных
результатов
проектной
деятельности в старших классах
(совместно с представителем
предприятия)
11. Количество планирующих
трудоустройство
или
уже
трудоустроенных
на
региональных
предприятиях
выпускников профессиональных
образовательных
организаций
(П00)

Оценка программы наставничества


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».