Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный патриот»
составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального Закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
-
Приказа
«Об
Министерства
утверждении
просвещения
Порядка
организации
РФ
и
от
27
июля
осуществления
2022 г.
N 629
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р
«Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648.20. Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
- Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое
образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242);
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
реабилитации,
возможностями
программ,
профессиональному
здоровья,
способствующих
социально-психологической
самоопределению
включая
детей
детей-инвалидов,
с
с
ограниченными
учетом
их
особых
образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК641/09 от 26.03.2016);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ нового поколения в области физической культуры и спорта ФГБУ
«Федеральный
центр
организационно-методического
обеспечения
физического
воспитания» (2021 г.)
-
Устава и локальных актов МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск.
По авторскому вкладу дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный патриот»» является модифицированной, в основу взята программа
Моисеевой Н.В. «Служу России» МБ ОУ ДО Детский (юношеский) центр «Спутник» г.
Пензы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
««Юный
патриот»» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы обусловлена изменением военно-политической обстановки
в мире, требующей не только укрепления экономической мощи Отечества, повышения
его обороноспособности, но и отлаженной работы всей системы патриотического
воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления молодёжи сегодня
одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине
образования в Российской Федерации определена не только государственная политика
в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека
с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота
своей Родины.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный патриот»»
разработана с учётом современных запросов государства и даёт возможность
учащимся воспитать в себе морально-волевые качества, овладеть военно-прикладными
видами спорта, получить
специальные знания
и
умения,
необходимые
при
прохождении военной службы, возникновении чрезвычайных ситуациях природного,
социального и техногенного характера.
Значимость программы заключается в необходимости воспитания внутренних
качеств, способных преобразовать духовность окружающего мира, защитить человека
от дурных поступков, помыслов и деяний.
Педагогическая целесообразность выражается в правильном и доступном для
понимания данной возрастной категорией подборе тем, форм (беседа, диспут), методов
(совместная деятельность педагога и учащихся при выполнении практической части
программы) и средств, используемых в процессе обучения
(видеоматериалы,
наглядные пособия, раздаточный материал), а так же соответствует основным
педагогическим принципам (систематичности и последовательности изложения
материала, доступности, преемственности, сознательности и активности, связи теории с
практикой).
Цель программы: привитие учащимся практических знаний, умений, и навыков, необходимых
защитникам Родины и формирование физически здоровой личности, ориентированной на духовнонравственные и социальные ценности.
Задачи:
- научить первичным туристским навыкам и безопасности в социуме;
- научить основам вневойсковой подготовки;
- развивать активность, эмпатию и чувство взаимопомощи;
- воспитывать ответственность за общее дело;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Адресат программы: образовательная программа «Юный патриот» рассчитана на
учащихся 11–14 лет и подразумевает комплектование групп из учащихся как одного, так
и разных возрастов.
Краткая характеристика психофизиологических особенностей:
Психофизиологические особенности возраста 11-12 лет.
Учащиеся легко отвлекаются, но активно реагируют на яркие, необычные и
интерактивные формы подачи материала. Они стремятся оспаривать факты, задают
много вопросов, любят находить противоречия. Преобладает непроизвольная память:
хорошо запоминается то, что вызвало эмоциональный отклик или интерес.
Происходит развитие логической памяти: способны запоминать материал через
осмысление, а не механическое заучивание.
Психофизиологические особенности возраста 13-14 лет
(период начала подросткового возраста, связанный с активным половым созреванием и
перестройкой организма)
В этом возрасте преобладает абстрактно-логическое мышление. Учащиеся способны к
анализу, синтезу, выдвижению гипотез и критическому оцениванию информации.
Развивается осмысленное запоминание. Лучше усваивают материал, который связан с
их интересами или подается через практику.
Оба возраста ориентированы на сверстников, стремятся к принятию в группе,
чувствуют потребность в общении и совместной деятельности. Старшие (13-14 лет)
могут выступать в роли наставников для младших (11-12 лет), что развивает
ответственность и лидерские качества. Мотивация для младших, они тянутся за
старшими, перенимая их энтузиазм и стремление к развитию, а старшие чувствуют
свою значимость.
Объем и сроки реализации.
Сроки реализации программы: 1 год
Общий объем программы – 72 часа.
Организационно-методические основы программы
Формы проведения занятий: объяснение, демонстрация и иллюстрация,
индивидуальная или коллективная творческая работа и др.
Методы обучения - методы развивающего обучения: репродуктивный, наглядный,
практический, словесный, игровой и т.д.
Средства обучения:
Дидактические
материалы,
информационные,
коммуникационные
технологии,
интернет-ресурсы.
Виды деятельности: групповая, индивидуальная.
Форма реализации образовательной программы очная.
Основной формой обучения является занятие.
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час - 45 мин);
Особенности организации образовательного процесса
Программа предполагает один уровень освоения программы:
- Стартовый;
Уровни обучения:
Стартовый (1 год обучения), в процессе освоения которого происходит получение
начального объёма знаний и навыков по включённым в программу образовательным
модулям; диагностика интересов и мотивации учащихся, развитие у них природных
задатков и интереса к истории военного дела, формирование чувства патриотизма и
гордости за прошлое нашей Родины.
При изучении тем используются следующие методы подачи материала: лекция,
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, демонстрация и самостоятельная работа.
На этом этапе происходит знакомство с туристическими навыками, основами
оказания первой помощи, лучшими кинематографическими работами патриотической
тематики, приобретение первичных навыков разборки-сборка ММГ АК-74 и работы со
средствами индивидуальной защиты, выполнения строевых приёмов в составе
отделения.
Используемые методы:
Объяснительно-иллюстративный (знакомство с готовыми знаниями и образцами
деятельности, разъяснение).
Репродуктивный
(усвоение
готовых
знаний,
развитие
навыков,
запоминание
информации).
Проблемное изложение (организация действий учащихся, постановка проблемы и
определение путей её решения.
Частично-поисковое (обучение учащихся элементам поисковой деятельности)
Обоснование комплектования учебных групп из обучающихся разных возрастных
групп: Совместное обучение учащихся разного возраста даёт им опыт, важный
для дальнейшей социализации в обществе. В такой группе создаются благоприятные
условия для формирования дружеских отношений, наставничества, самостоятельности
и индивидуализации личности учащегося.
Объяснение другому учащемуся помогает старшим лучше освоить знания, развивает
контроль
над
младшими
и
самоконтроль,
ответственность
и
ощущение
принадлежности к деятельности в команде.
Младшие при этом видят более понятный пример для подражания.
В межвозрастных контактах реализуется большее число социальных ролей: старшего,
младшего, лидера, ведомого, умельца и пр.
Ожидаемые результаты
После окончания обучения учащиеся будут знать:
- ТБ при обращении с огнестрельным оружием и историю создания стрелкового
оружия;
- историю создания и применения химического оружия, правила использования
средств индивидуальной защиты;
- основы безопасности в социуме;
- основы общевойсковой подготовки;
- основы доврачебной помощи.
Учащиеся будут уметь:
- осуществлять неполную разборку-сборку ММГ АК-74;
- выполнять строевые приёмы без оружия;
- оказать первую помощь до приезда машины скоро помощи
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащийся будет уметь:
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Регулятивные:
Учащийся будет уметь:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать препятствия, возникающие при
достижении
собственных
запланированных образовательных результатов;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные:
Учащийся будет уметь:
- слушать собеседника и вести диалог;
- находить конструктивное разрешение конфликтов посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
Будут сформированы:
- чувство патриотизма;
-индивидуальная
ответственность
за
дисциплинированность;
- желание быть полезным обществу;
- активность, эмпатию и чувство взаимопомощи;
- чувство коллективной ответственности.
общее
дело,
самостоятельность,
Учебный план
№
Разделы программы
Количество часов
1.
Основы военно-прикладной подготовки
23
2.
Военно-историческая подготовка
22
3.
Прикладная физическая подготовка
17
4
Воспитательная деятельность
10
Итого
72
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Всего
Из них
часов
Теори
Форма
Практика контроля
я
1
Раздел 1 Основы военноприкладной подготовки
23
6
17
1.1
Введение в
образовательную
программу. Что значит
быть патриотом.
1
1
-
Опрос
10
8
1
1
9
7
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
строевых упражнений
Строевая подготовка
1.2. Строевая стойка, форма
одежды.
1.3.
Строевая песня.
2
-
2
.
Огневая
8
2
6
и
техническая
подготовка
1.4. Разборка и сборка АК-74.
Беседа.
Педагогическое
6
1
5
наблюдение.
1.5. Назначение,
характеристика, устройство
и
защитные
свойства
общевойскового защитного
комплекта (ОЗК).
2
1
1
нормативов
Основы медицинских знаний
Виды травм
Виды кровотечений
4
2
2
2
1
1
2
1
1
Беседа.
Практические
занятия, тест
17
5
3
2
1.6
1.7
2
Сдача
Раздел 2. Военно22
историческая подготовка
Героическое прошлое нашей 5
контрольных
Педагогическое
Родины
2.1
2.2
2.3
наблюдение.
Тестирование
1
История
образования
русской армии.
2
Великие
полководцы
2
России.
Героические сражения в
истории нашей страны.
1
-
1
1
1
1
Воинские
звания 4
3
1
Педагогическое
2.4.
Общевойсковые
звания. 2
1
1
наблюдение.
2.5.
Военно-космические звания. 1
1
-
Тестирование
2.6
Военно-морской флот.
1
1
-
2.7.
Государственные
награды 3
3
-
РФ
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
2.8.
Дни воинской славы
4
4
-
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
2.9.
Военная топография
6
4
2
Тестирование
Практические занятия
3
Раздел 3 Прикладная
17
3
14
специальная 13
3
10
-
4
-
10
-
5
-
5
физическая подготовка
3.1.
.Общая
и
физическая подготовка
3.2.
Военно-спортивные
игры, 4
соревнования
4
Раздел 4. Воспитательная
10
Педагогическое
наблюдение.
Сдача контрольных
нормативов
Педагогическое
наблюдение.
Практические занятия
деятельность
4.1.
О доблести, о подвигах, о 5
славе
4.2.
Военная история
5
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Опрос
Всего:
72
26
46
Содержание
Раздел 1. Основы военно-прикладной подготовки
Тема 1.1. Введение
в
образовательную
программу. Что значит быть
патриотом?
Теория. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях. Организационные вопросы. Организация рабочего места. Цели и
задачи и содержание работы в объединении.
Контроль: Знание техники безопасности на занятиях.
Тема 1.2.- 1.3 Строевая подготовка
Теория. Строевая стойка, форма одежды. Строевая песня.
Практика. Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», повороты на месте,
построение в одну шеренгу, перестроение в две шеренги, построение в одну
колонну, передвижения в составе отделения, взвода, повороты в движении, отход,
подход к начальнику, отдание воинского приветствия, передвижение с песней,
действия командира отделения.
Контроль. Проверка знаний выполнения строевых упражнений, действий командира
отделения.
Тема 1.4 – 1.5. Огневая и техническая подготовка
Теория. Техника безопасности при стрельбе, устройство АК -74, ОЗК и противогаза
Практика. Разборка и сборка АК-74. Стрельба из пневматического оружия.
Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК. Назначение,
характеристика,
устройство
и
защитные
свойства
общевойскового
защитного комплекта (ОЗК). Порядок пользования ОЗК.
Контроль. Проверка знаний устройства АК – 74, использования ОЗК
Тема 1.6. – 1.7. Основы медицинских знаний
Теория. Виды травм: производственные, транспортные, бытовые, военные,
спортивные. Общие требования к правилам оказания первой медицинской
помощи при травмах и ранениях. Виды кровотечений и способы их
остановки. Правила наложения повязок.
Практика. Практические занятия по оказанию первой медицинской
помощи
при
кровотечениях,
переломах,
ожогах,
обморожениях
и
отравлениях. Оказание медицинской помощи на поле боя. Транспортировка
раненого.
Контроль. Тестирование по темам раздела Беседа. Практические занятия,
Раздел 2. Военно-историческая подготовка
Тема 2.1. – 2.3. Героическое прошлое нашей Родины
Теория.
История образования
русской
армии. Великие полководцы России.
Героические сражения в истории нашей страны.
Контроль. Тестирование по темам раздела. Проверка знаний истории образования
русской армии, героических сражений нашей страны.
Тема 2.4. -2.6. Воинские звания.
Теория. Общевойсковые звания. Военно-космические звания. Военно-морской флот.
Контроль. Проверка знаний воинских званий в виде викторины.
Тема 2.3.. Государственные награды РФ
Теория. Государственные награды РФ. Дата утверждения.
Контроль. Проверка знаний видов наград РФ в виде викторины.
Тема 2.4. Памятные даты в истории России.
Теория. Защитники земли русской. Памятные даты в истории России.
Контроль. Проверка знаний памятных дат в истории России в виде викторины.
Тема 2.5. Военная топография
Теория. Изучение обозначений элементов карты.
Практика. Ориентирование по топографическим картам на местности.
Контроль. Проверка знаний условных обозначений на картах местности.
Раздел 3. Прикладная физическая подготовка.
Тема 3.1. Общая и специальная физическая подготовка
Теория. Техника безопасности на занятиях. Основы ЗОЖ.
Практика. Футбол; передачи мяча. Удары по воротам. Розыгрыш стандартных
ситуаций. Учебная игра. Баскетбол; прием и передачи мяча. Передвижения с
мячом. Броски мяча в корзину. Легкая атлетика; бег на короткие дистанции.
Подтягивания, отжимания. Кросс 2000 м. Преодоление полосы препятствий.
Контроль. Проверка знаний техники игры в футбол, баскетбол, техники выполнения
упражнений.
Тема 3.2. Военно-спортивные игры, соревнования
Практика. Участие в военно-спортивных играх, соревнованиях
Городская спартакиада школьников им. Р.Г. Берсенева
Соревнования по стрельбе на кубок УО г. Пензы
Военно-патриотическая игра «Зарница» среди школ подшефных УФСБ России по
Пензенской области
Муниципальная открытая военно-патриотическая игра «Наследники России» и.т.д.
Контроль. Проверка применения знаний и умений, полученных на занятиях в условиях
соревнований.
Раздел 4. Воспитательная деятельность
Тема 4.1. О доблести, о подвигах, о славе
Теория: Отражение подвига советского народа во время Великой Отечественной
войны. Актёры – участники Великой Отечественной войны
Практика: Просмотр и обсуждение фильмов патриотического содержания в
соответствии с возрастным цензом учащихся:
«Два Фёдора». Год производства: 1958. Страна: СССР. Режиссёр: Марлен Хуциев.
Возраст: 0+.
«Сын полка». Год производства: 1946. Страна: СССР. Режиссёр: Василий Пронин.
Возраст: 6+
Контроль. Знание содержания просмотренных фильмов, великих актёров – участников
ВОВ.
Тема 4.2.. Военная история
Теория: Патриоты России: Иван Сусанин, купец Иголкин, солдат Фома Данилов.
Вклад женщин в победу в ВОВ. Партизанское движение в годы Великой
Отечественной войны и отечественной войны 1812 года.
Практика: Викторина «Патриоты России».
Контроль: Знания о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны и
Отечественной войны 1812 года.
Календарный учебный график
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим
учебных дней
учебных
занятий
начала
окончания
учебных
занятий
занятий
недель
часов
2 раз в
01.09.2025
29.05.2026
36
72
72
неделю
по
1 часу
Условия реализации программы Материально-технические ресурсы.
Результат реализации программы «Юный патриот» во многом зависит от
подготовки
помещения,
оборудования.
материально-технического
Размещение
учебного
оснащения
оборудования
и
должно
учебного
соответствовать
требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности. При проведении
практических и лабораторных работ особое внимание следует уделить рабочему месту
обучающегося.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
1
Учебная аудитория (групповые занятия)
2
Доска школьная (магнитно-маркерная)
3
Стол письменный
4
Стул ученический
5
Колонки (звуковые)
6
Инвентарь для проведения занятий по блокам
«Общевойсковая
подготовка»
Информационные ресурсы: оргтехника, интернет-ресурсы.
1
Компьютер (планшетный)
2
Флэш-накопитель (USB)
3
Интернет-соединение
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования:
- высокий уровень профессионализма;
- высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;
- владение современными педагогическими технологиями;
- владение педагогической этикой;
- знание психолого-педагогических основ развития творческого и логического
мышления учащихся.
Функции педагога дополнительного образования в реализации учебной
деятельности: создание условий для организации творческой деятельности учащихся
Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Аттестация учащихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса,
которая
позволяет
всем
участникам
реально
оценить
результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития
способностей
и
личностных
качеств
ребенка,
в
соответствии
с
прогнозируемым результатом.
Текущий контроль уровня достижений учащихся:
наблюдение активности на занятии;
беседа с учащимися;
анализ творческих работ, проектов;
анкетирование, тестирование
В течение учебного года воспитанники выступают на показательных
занятиях,
соревнованиях,
фестивалях,
слетах,
принимают
участие
в
конкурсах, викторинах.
Промежуточный контроль (по итогам раздела): участие в мероприятиях
гражданско – патриотической направленности.
Тематический контроль - проверка решения заранее определенных задач
или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов).
Диагностика воспитанности позволяет увидеть динамику изменений в
личностной сфере воспитанников.
По результатам диагностики определяются оптимальные условия для
развития каждого подростка с учетом его возрастных особенностей.
Оценочные материалы
Тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета
результатов обучения, участие в соревнованиях, конкурсах.
Список литературы. Для педагога
1.
Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах:
учебное пособие. –М.: МПСИ, 2006. – 312 с.
2.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.:
Питер, 2012.
3.
Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития
ребёнка: Избранные психологические труды / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: МПСИ;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 512 с.
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для
вузов. – М.: МПСИ, 2005. – 288 с
4.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 714с.: ил.
– (Серия «Мастера психологии»).
5.
Тутынина Н. С. Диагностические материалы по изучению особенностей
личности детей // «Дополнительное образование и воспитание». – 2014. – №1 (171). –
С.10–14.
6.
Фирова Н. Н. Поиск и творчество – спутники успеха// Дополнительное
образование и воспитание. – 2012. – №10 (156). – С. 48–50.
7.
Хромова
Н.
П.
Формы
проведения
занятий
в
учреждениях
ДОД
деятельность // «Дополнительное образование и воспитание». – 2013. – № 9 (167). – С. 10–13.
8.
Юрова О. А. Система учащих занятий «Курс добровольца» // Внешкольник.
– 2015. – № 3 (165). – С. 47–53.
9.
Сайт: Военная литература http://voennizdat.com/voen.php
Для учащихся и родителей
1.
Мурашова Е. В., Кривец Н. Экзамен для подростков. Игра-тренажёр. – М.:
Дискурс, 2008. –160 с.
2.
Суркова М. От 14 и старше: советы и лайфхаки. – М. : АСТ, 2022.
3.
Бурмистрова Е. А. Взрослеем с подростком. Воспитание родителей.
М.: Издательство: Даръ, 2021. – 352 с.
4.
Зицер Д. О бессмысленности воспитания подростков. – СПб.: Питер, 2019. –
160
5.
Кляйндист А.-К. Давай договоримся – 2. Как не потерять связь с
подростком. – М.: Самокат, 2021. – 192 с.
6.
Петрановская Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка. – М: АСТ,
2018.
7.
«Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 2008-2011г.г.